«30-ка»: быть или не быть маршруту?!

Перевозчик и акимат пытаются договориться. К разговору подключат и общественность

Максим СУШКО

Фото автора

 

Проблему стоимости проезда по маршруту «Лисаковск – Октябрьский» озвучил на еженедельном оперативном совещании аким города Абай ИБРАЕВ:«К нам обратился перевозчик (Бирваген- ред.), который ставит вопрос ребром: он готов закрывать маршрут «Лисаковск – Октябрьский», потому что его не устраивает цена за проезд, не выгодно, водители уходят, нет специалистов. Но наша позиция такая: мы готовы субсидировать из бюджета, только предоставьте документы. Мы бы до конца полугодия отработали, а на второе полугодие уже бы заложили средства в бюджете».

Сразу после оперативного совещания журналисты местных СМИ встретились с представителем перевозчика – заместителем директора ТОО «Лисаковсктрансавто»Сергеем БИРВАГЕН и попытались выяснить суть проблемы из его уст.

«Мы оказываем услуги пассажирских перевозок по маршруту «Лисаковск – Октябрьский, и сейчас требуется повышение тарифа, – заявил Сергей Федорович.– Летнее дизельное топливо подорожало за последние два года (именно столько действовал старый тариф ред.) на 48% (со 198 тенге до 295 тенге), стоимость запчастей возросла на 80%, требуется и повышение зарплат для персонала, сейчас мы в крайне тяжелом положении и просим увеличить тариф до 200 тенге, по городу – 130».

Как заверил нас Сергей БИРВАГЕН, все необходимые документы с обоснованием повышения стоимости проезда в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата они предоставили. «Большую роль играет пассажиропоток, сейчас он есть только утром в час пик, днем автобусы идут почти пустые, по 2-3 пассажира всего», – пожаловался перевозчик.

Городской акимат, учитывая щекотливость ситуации и значимость этого маршрута, по словам акима города Абая ИБРАЕВА, предлагает перевозчику немного подождать и подготовить весь необходимый пакет документов для того, чтобы маршрут №30 признать социально-значимым. Такая мера позволит дотировать перевозчику часть средств и перекрывать его убытки. При таком раскладе стоимость проезда для пассажира осталась бы на прежнем уровне – 150 тенге, а остальные потери дотировались бы из городской казны. Согласно расчетам, предоставленным специалистами ТОО «Лисаковсктрансавто» в акимат, в идеале для них проезд от города до поселка должен стоить 356 тенге. Да, признание маршрута социально-значимым – процесс далеко не быстрый, он может затянуться, и решение окончательное с выделением первых дотаций из бюджета может быть принято ближе к осени или даже к концу года. «Так долго мы терпеть не можем! И не можем работать по стоимости проезда 150 тенге– твердо сказал Сергей БИРВАГЕН.– Если нам не позволят поднять стоимость проезда до 200 тенге, то мы будем вынуждены прекратить оказывать услуги по перевозке пассажиров по маршруту №30».

Если вопрос стоит таким образом, то тогда пассажирам лучше, наверное, согласиться на повышение и подождать, когда этот маршрут признают социально-значимым, тогда есть шанс, что стоимость проезда вернется к прежним 150 тенге. Это все же, согласитесь, лучше, чем вообще лишиться возможности ездить на автобусе и платить за дорогу втридорога таксистам, которые этой ситуацией поспешат воспользоваться и поднимут цену (сейчас такси до поселка – 1500 тенге).

Помимо обозначенного роста цен на ГСМ и запчасти, Сергей БИРВАГЕН озвучил и требование водителей, которые просят повысить им зарплату, иначе они намерены уволиться. Мы поинтересовались: а сколько же сейчас получают водители? «Окладу них – 280 тысяч тенге», – сообщил Сергей БИРВАГЕН.А пассажиры с минимальными доходами вынуждены будут минимум тратить 8-9 тысяч тенге в месяц только на проезд на работу, на учебу, в больницу, в магазин…

Всего на предприятии трудятся 3 кондуктора, 4 водителя, 2 медсестры, 4 диспетчера и один слесарь. Содержание такого штата обходится в копеечку, конечно. Журналисты предложили сократить расходы и увеличить доходы, создав при этом удобства для пассажиров: убрать дневные убыточные маршруты, а эти рейсы добавить к тем утренним и вечерним, когда в час пик студенты и работающие едут на учебу и работу и возвращаются домой. Но, оказывается, как сказал нам Сергей БИРВАГЕН, такой вариант еще более затратный: «Нам придется на дополнительный рейс выставлять еще один автобус, а это за собой влечет дополнительные расходы». В день на линии по маршруту №30, к слову сказать, всего два автобуса, два других работают в другие дни.

Надо отметить, что на встречах акима с населением, которые проходят в п.Октябрьском, Абаю ИБРАЕВУ и предыдущим акимам вопросы о маленьких и набитых битком утром и вечером автобусах, перевозящих пассажиров по маршруту №30, задаются постоянно. Но вопрос не решается. А все, наверное, потому что перевозчик не считает, что их автобусы неудобные и люди в них в часы пик едут как селедки: «Да, пассажиропоток увеличен, но на остановках никто не остается, а кондуктор свободно проходит по автобусу и собирает деньги с пассажиров за проезд», – сказал Сергей БИРВАГЕН.

Начать процедуру включения маршрута в социально-значимый можно было и раньше. Как сказал Абай ИБРАЕВ, такой вариант перевозчику предлагали еще в 2021 году, но в акимате заверяют, что Бирваген тогда отказался и необходимый пакет документов не предоставил. Сергей Федорович на брифинге заверял нас в обратном: «Осенью в 2022 году мы все расчеты предоставили в ЖКХ. А почему они это не сделали – не знаю, я там не работаю. Всю отчетность по пассажиропотоку мы предоставляем ежеквартально. А в 20-х числах марта 2023 года в ЖКХ запросили документы для признания маршрута социально-значимым. До 5 апреля мы все предоставили».

Сократить количество маршрутов, по словам перевозчика, тоже не вариант, чтобы сохранить действующий тариф: «У нас до пандемии в день ходило 3 автобуса, интервал между рейсами был 20 минут, всего рейсов было 24, сейчас рейсов осталось 18, осуществляет их два автобуса. И этого некоторым мало, есть потребность добавить рейсы в определенное время. Делать интервал между рейсами один час – нецелесообразно».

Мы высказали возможные претензии пассажиров, которые будут недовольны повышением тарифа и закрытием маршрута. Да и водители, в случае закрытия маршрута, могут остаться без работы. Сергей БИРВАГЕН говорит, что некоторые и сами с такой зарплатой заявляют о готовности уволиться…

Абай ИБРАЕВ призвал выслушать по этому чувствительному вопросу общественность, обсудить все моменты с членами Общественного совета, депутатами городского маслихата и, конечно, с жителями поселка Октябрьского.

Сход с жителями поселка с участием акима города по вопросу изменения тарифа и стоимости проезда по маршруту №30 состоится сегодня, 27 апреля, в 16 часов в ДК «Россия».