Безопасно и комфортно

О создании благоприятной среды в организациях образования

Олег ПОЛИВОДА

Фото Максима СУШКО

 

Очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав было выездным, оно проходило в Лисаковском техническом колледже. Речь шла о мерах по созданию безопасной и комфортной среды обучения в организациях образования города.

По словам заместителя директора ЛТК Игоря НЕЯВКО, в ночное время безопасность колледжа обеспечивает охранная фирма, днем в нем дежурят вахтеры. Без документов в учебное заведение никого не пропускают, у каждого студента есть специальная карточка, с помощью которой обеспечивается проход через турникет.

В целях контроля общественного порядка и недопущения правонарушений в здании колледжа и на его территории, а также в общежитии размещены 64 видеокамеры с круглосуточным видеонаблюдением. На входах в здание имеются тревожные кнопки для вызова охранной службы «Кузет».

На официальном сайте колледжа во вкладке «Служба поддержки студентов» представлен информационно-методический материал по проблемам воспитания для студентов и родителей, размещены памятки, буклеты, телефоны доверия колледжа и регионального центра психологической поддержки города Костаная.

В колледже работают 28 кружков и факультативов, организована работа 3 спортивных секций – баскетбола, волейбола и настольного тенниса.

Также имеется свой стадион, тренажерный зал, тир, лыжная база. Есть военно-патриотический клуб «Жас Сарбаз», работа которого направлена на воспитание патриотизма и гражданственности.

Кроме того, в колледже действует дебатный кружок «Жастар».

Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам и национальным праздникам, концертные программы, литературные вечера, спортивные состязания…

На постоянной основе со студентами работает психологическая служба колледжа совместно с классными руководителями и мастерами производственного обучения. Проводятся классные часы и правовые лектории, круглые столы и акции, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Каждый год составляется социальный паспорт группы в результате беседы или анкетирования, после чего классными руководителями выявляется статус семьи: многодетная, опека, полная или неполная; является ли семья получателями пособий, выясняется, в каких отношениях находятся родители. Именно эта информация отражает первичный социум в окружении подростка и раскрывает факторы социального риска.

Следующим этапом работы является анкетирование родителей, для этого используются тесты.

Одной из форм работы с родителями является проведение родительских собраний, вебинаров, круглых столов по проблемам воспитания.

Психологическая служба колледжа тесно сотрудничает с правоохранительными органами, организовывает для учащихся колледжа встречи с участковыми и инспекторами ювенальной полиции. С родителями и студентами проводятся профилактические беседы, направленные на выявление причин и условий противоправного поведения, разъясняются социальные и правовые последствий правонарушений.

Кроме того, психологическая служба совместно с участковым осуществляет посещение квартир студентов, находящихся в группе риска.

Проводится мониторинг социальных сетей для выявления студентов, которые участвуют в группах, пропагандирующих суицидальное поведение среди несовершеннолетних. Психолог колледжа изучает страницы несовершеннолетних, при необходимости проводит индивидуальное консультирование.

«Но проблемой семей, находящихся в социальном опасном положении и в трудной жизненной ситуации, является низкая социальная мотивация, – заявил Игорь НЕЯВКО. – Наиболее эффективной формой работы с семьей мы считаем индивидуальную форму работы. Коллектив готов оказывать педагогическую и психологическую помощь подросткам и их семьям».

Игорю НЕЯВКО задали вопрос: есть ли гарантия, что никто не пронесет на территорию колледжа оружие, как это случается порой в других странах? И он ответил: «Здесь ни один колледж, ни одна школа, ни один детский сад самостоятельно не справится. Должна быть специальная государственная программа, нужно создавать специализированные подразделения. Тревожная кнопка в колледже есть, но по большому счету она не всегда может помочь».

Бывают ли случаи курения на территории колледжа? Игорь НЕЯВКО заверил: студенты прекрасно знают, что в этом случае последует незамедлительное наказание. Есть студенты, которым родители разрешают курить. И ребята на переменах курят, но только – за пределами колледжа, убегают за ворота.

Также информацию на комиссию предоставила руководитель городского отдела образования Елена БУРДЫКА.

Так, для создания безопасного образовательного пространства во всех школах и детских садах города установлены кнопки тревожной сигнализации, которые обслуживают охранные фирмы «Сигнал» и «Трейд выбор». Установлены заградительные сооружения и знаки дорожного регулирования, препятствующие несанкционированному въезду постороннего транспорта.

В школах организован пропускной режим с ведением журнала посещений образовательного учреждения посторонними лицами. Во всех школах установлены турникеты.

Осуществляется ежедневный обход и проверка помещений для обнаружения посторонних предметов.

Охрана объектов образования осуществляется в ночное время сторожами, в дневное – вахтерами. С 1 августа во всех школах и детских садах введена специализированная охрана.

Изданы приказы по антитеррористической защищённости, разработаны планы мероприятий по антитеррористической деятельности, инструкции по противодействию террористическим актам.

Вопросы антитеррористической защищенности рассматриваются на заседаниях педагогических советов, на уроках ОБЖ.

Совместно с отделом по ЧС один раз в год проводятся плановые объектовые тренировки с обучающимися, воспитанниками, преподавательским составом. Созданы и обновляются уголки, содержащие информацию о действиях при угрозе террористических актов и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Разработаны паспорта антитеррористической защищенности объектов образования.

14 организаций образования охвачены системой видеонаблюдения с выходом в дежурную часть отдела полиции.

Ежегодно перед началом учебного года создается городская комиссия по приемке организаций образования к новому учебному году. Комиссией проверяются все помещения, в том числе: эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, бесперебойная работа наружного освещения территорий организаций образования в тёмное время суток, проезды и подъезды к зданиям, наружным пожарным лестницам, соблюдение норм пожарной безопасности внутри зданий школ и детских садов. Проводится проверка средств первичного пожаротушения.

Таким образом, работа администрации организаций образования по созданию безопасных условий на объектах находится на постоянном контроле.

Проводится работа и для создания комфортной среды обучения. В образовательный процесс внедряются здоровьесберегающие технологии: правильная организация урока, использование каналов восприятия, учет зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности.

Во всех школах организовано горячее сбалансированное питание. С нового учебного года бесплатным питанием обеспечены все учащиеся 1-4 классов.

Для обеспечения комфортной психологической среды участников образовательного процесса работают школьные психологи. Они проводят диагностическую, коррекционную, консультационную, профилактическую и просветительскую работу для выявления детей группы риска и оказания им своевременной помощи.

С целью защиты прав учащихся, а также для оказания помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации в школах работают социальные педагоги.

Воспитательная работа реализуется по 8-ми основным направлениям, согласно Концептуальным основам воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру». В организациях образования проводится  ряд внеклассных мероприятий с целью развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, формирования чувства  патриотизма, правового и гражданского самосознания, недопустимости насилия и агрессии, уважения к труду, уважения к жизни, недопустимости разного рода дискриминации, реализуется идея принципиального равенства «равных и разных людей».

Поддерживается тесная связь с родителями путем проведения заседаний Попечительского Совета, родительского комитета, общешкольных и классных родительских собраний.

Выбраны члены Детского представительства по защите прав и законных интересов детей. Создан школьный Парламент, как единая модель школьного ученического самоуправления.

И затем для членов комиссии была организована экскурсия по Лисаковскому техническому колледжу: им показали кабинеты и мастерские, а также учебное оборудование.