Очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав было выездным, прошло оно в школе-интернате
Олег ПОЛИВОДА
Фото из интернета
О профилактической работе, проводимой в школе, отчиталась директор КГУ «Лисаковская специальная школа-интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Альбина Донченко.
Она отметила, что специфическая задача школы-интерната в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. В начале учебного года был разработан план мероприятий школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Формы работы следующие:
— посещение семей на дому с целью контроля жилищно-бытовых условий, условий семейного воспитания, организации свободного времени, занятости в каникулярное время, подготовки к урокам;
— изучение особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;
— психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей- предметников, воспитателей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков;
— индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
— вовлечение подростков в социально- значимую деятельность через внеурочную и внеклассную работу школьного, городского, областного уровня.
«Опыт работы в школе показывает, что каждый педагог сталкивается с проблемой «трудных» учащихся», – отметила Альбина ДОНЧЕНКО.
Одно из ведущих негативных условий в формировании патологических девиантных форм поведения – неблагоприятная родительская семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка. Образ жизни родителей в таких семьях закладывает основу будущего социального и биологического неблагополучия, начиная с первых дней жизни. Сплав разнообразной психоневрологической симптоматики с раннего детства создает условия для формирования девиации.
На сегодняшний день в нашей школе-интернате обучается 119 детей. Полных семей – 59, неполных – 60. Одна семья стоит на учете.
На каждого ребенка, состоящего на учете, заведено портфолио.
Причинами постановки на учет являются: асоциальное поведение, бродяжничество, побеги, вредные привычки, аутодеструктивное поведение.
Основные направления в работе школы-интерната по профилактике правонарушений: информационно-пропагандистское, социально-психологическое, внеурочная занятость.
В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, на заседания приглашается инспектор по делам несовершеннолетних, родители детей. Всего было проведено 7 заседаний Совета.
Вопросы профилактики правонарушений рассматриваются на совещаниях при директоре, общешкольных родительских собраниях, классных и воспитательских часах. Ежедневно проводятся индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, оказывается психологическая, социальная и профилактическая помощь, проводятся профилактические рейды.
Руководителем школы издан приказ «О правилах внутреннего трудового распорядка», пункты которого посвящены безопасности детей и ответственности педагогов за жизнь и здоровье детей. Есть инструкции для сотрудников учреждения о действиях в случаях самовольных уходов воспитанников из учреждения и иных случаях, угрожающих их жизни и здоровью.
В школе создано информационное пространство. Имеются информационные стенды для учащихся и родителей, где размещены правила для учащихся, контактные номера руководителя, заместителей, участкового инспектора ювенальной полиции. На социальной странице школы размещается информация и памятки для родителей, планы работ по профилактике правонарушений, видеообзор работы кружков, информация о проводимых мероприятиях.
«При своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания учащихся. От всех педагогов требуется большое терпение, умение разбираться в сложных проявлениях поведения «трудных» подростков, что является на данный момент неотъемлемой частью педагогического сопровождения данной категории учащихся», – заявила она.
И добавила: «Важным принципом в системе предупреждения преступности является комплексная работа над проблемой. Предупредить правонарушения несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение. Каким бы ни был ребенок, возможно, мы понимаем, что до «нормы» он не дойдет никогда, но нет ребенка, который не хотел бы стать лучше».
Большое внимание в школе уделяется правовому просвещению учеников школы. Еженедельно проводится правовой всеобуч.
С учащимися перед каникулами регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности с напоминанием о времени нахождения несовершеннолетних на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых и о местах, запрещенных к посещению несовершеннолетними.
В школе еженедельно проводятся линейки, на которых подводятся итоги недели по «Дисциплинарному календарю», по пунктам: сменная обувь, пропуски и опоздания на уроки, культура поведения. За активное участие в общешкольной работе, творческой и спортивной деятельности, успехи в учёбе, труде дети награждаются благодарственными грамотами, поездками на экскурсии.
Большое значение имеет участие школьников во внеурочной деятельности и участие в работе кружков и секций как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В текущем учебном году 70% учащихся охвачены различной кружковой деятельностью, в том числе более половины из них — в спортивных секциях. Ученики школы принимают активное участие в спортивных мероприятиях школы и области.
В декабре был разработан индивидуальный план работы с ученицей 10 класса по причине жестокого обращения в семье. Социальный педагог, участковый, закрепленный за школой-интернатом, и представитель отдела образования района выезжали в Денисовский район на квартиру к девочке с целью обследования жилищно-бытовых условий и по определению взаимоотношений в семье. Проведена беседа с родителями.
Психолог школы совместно с психологами регионального центра поддержки и города провели диагностику и коррекционную работу по восстановлению и стабилизации эмоциональной сферы ребенка.
По итогам совместной работы проведено судебное заседание, решением которого отчиму девочки назначено 15 суток ареста. На данный момент семья находится на учете по месту жительства как неблагополучная. Родители девочки примирились, отчим признал вину и попросил прощения у ребенка. В семье царит спокойная и стабильная обстановка. Родители ребенка тесно общаются с педагогами и специалистами школы.
«Работу по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних считаем эффективной и результативной», – подвела итог Альбина ДОНЧЕНКО.