Место притяжения

«Алый парус» — излюбленное место лисаковцев

 

С 1974 года лагерь принимает юных гостей. Время идет, дети взрослеют, меняются поколения. Вечной остается только привязанность к уютному, уже родному месту у берега реки, вдали от городской суеты. Возвращаться в лагерь каждое лето – стало традицией Юры Преснова, накануне он заехал на свою 31 смену.

 

Дарья ФЕДОСЕЕВА

Фото из архива

 

— С чего началась история «Алого паруса» в твоей жизни?

— Я учился в школе-гимназии, на тот момент — средняя школа №2 с углубленным изучением английского языка. Помню, стоял после летней площадки возле доски с объявлениями и изучал афиши лагерей. Зумрат Тлеубергеновна, учитель истории, обратив на меня внимание, рассказала о том, что скоро после двух лет простоя открывается «Алый парус». И пока я пришел домой, моим родителям уже позвонили и рассказали, что «Юра заинтересовался и его обязательно нужно отправить в лагерь», наверное, Зумрат Тлеубергеновна ссылалась на мою энергичность во время летней площадки.

-Как в итоге прошла первая смена в лагере?

— Это был 2011 год, 21 ребенок на смене. Из организаторов — Лидия Викторовна ЧИКИШЕВА, начальник лагеря — Лариса Михайловна РОМАНОВСКАЯ, преподавателей также было много. Детская и юношеская организация «Жас Улан» как раз была создана в этот год, так возникла тематическая смена в лагере. Это была школа лидера, детей обучали различным лидерским качествам, с нами тогда уже работал педагогический отряд – «Романтик» . Жаслан Каиргельдинович ШАЙХИТДЕНОВ внедрил в лагерь веревочный курс: вместе с ребятами-туристами он привозил снаряжение, разбивал парк. Мы целыми днями кувыркались, с деревьев скатывались на тарзанке.

-Помнишь ли ты своих вожатых?

-Я их никогда не забуду: Лиза КОЩЕЕВА и Маша ФЕДУЛОВА. Я до сих пор помню их строгость, речевки, теплоту, они всецело отдавали детям свою искреннюю любовь. Уже тогда я понял, каким должен быть вожатый. Казалось бы, девочки не проходили никакую педагогическую школу, их всему научила Лидия Викторовна в течение учебного года в центре детского творчества, а летом Лиза и Маша приехали в лагерь и реализовали себя.

— В какой момент жизни лагерь стал уже обязательным эпизодом твоего лета?

-Сразу после первой смены, я думаю… А все потому, что следующая смена была КВН, на нее тоже поехал и дальше – втянулся. Так каждое лето — по 2-3 смены. Всего 5 же дней было, мало, не хватало. Субботу-воскресенье – дома, и опять в лагерь.

Из воспоминаний, просил родителей не приезжать за мной в лагерь по окончании смены, мне нравилось ехать в газели на переднем сидении рядом с начальником лагеря.

-Когда ты стал вожатым?

-Вожатым я стал в 2015 году, спустя 4 сезона в лагере в качестве отдыхающего. Я помню, что хулиганили с первым отрядом и часто занимали призовые места в конкурах. Многие дети, с которыми я вырос, приезжали в лагерь так же в роли вожатых.

-Правда ли, что работа с детьми останавливает старение?

— У педагога нет возраста. Пока ты с детьми, твое сердце молодеет, оно бьется иначе. Мы всегда молоды, молоды душой. Однако есть вожатское правило – не говорить, сколько тебе лет. Так заведено…

-Сколько тебе было лет на первой смене в роли вожатого?
— Я не могу сказать, соблюдаю правило…

-Как ты считаешь, что самое важное в работе вожатого?
-Не зря говорят: «такая у нас работа — ребячьи сердца зажигать».  Вот зажечь сердце ребенка – это очень важно. Каждую смену мы пытаемся разнообразить: утром говорим про спорт, после обеда развиваем интеллект, вечером танцуем. У кого-то дебют на сцене, у кого-то первая любовь, именно вожатый должен помочь ребенку справиться с этими эмоциями. В лагере мы становимся ребенку другом.

-Чем тебя зацепил «Алый парус»?

-Эта домашняя атмосфера… Весь лагерь, как на ладони. Каждый друг к другу относится с добротой, особенно вспоминаю вечерний костер: песни под гитару, казалось, я не умею петь, но самое важное здесь — обстановка дружбы. Я работал и в больших лагерях, где 600-1000 мест, там совершенно другая, строгая среда. А здесь 100 человек заехало и 100 человек мы пытаемся подружить. В этом, я думаю, и есть изюминка лагеря.

-Как опыт работы в лагере влияет на формирование личности вожатого?

-Лагерь – это трамплин педагогической деятельности. Если считать — с 2011 года центр детского творчества выпустил порядка 25 педагогов. Сегодня они работают и в дошкольном образовании, и в дополнительном. В этом году мы выпускаем педагога-психолога – Катю Талиеву. Она уже отработала первую смену «Жас Улан» , теперь будет трудоустраиваться.

Огромный вклад в развитие педагогического отряда, безусловно, внесли Лидия Викторовна и Лариса Михайловна, став примером для подражания.

-После ремонта лагеря у тебя не возникло ощущение, что это уже чужое место?
-Честно признаться, когда я приехал и увидел, что стоят футбольные и баскетбольные поля, где-то проявляется конструкция площадки, брусчатку постелили, я задумался… Такое новое место стало… Наверное, атмосфера будет уже не такой… Но как только заехали дети, мы поняли, что это наш, родной «Алый парус» , просто новый, с большим количеством мест и современными условиями.

-Какие сейчас дети, что их отличает от предыдущих поколений?

-Их отличает айти-мобильность. Сегодня дети чрезмерно зависят от социальных сетей, и в этом, как я считаю, заключается опасность. 90% ребят привязаны к гаджетам. Телефоны детей разрушают.

 

-Может ли лагерь вступить в неравную борьбу с зависимостью от гаджетов?
-Мы останавливаем, ограничиваем. В прошлом году у нас была смена «Лето без интернета». Здесь, на территории лагеря, к тому же плохая связь. Много мероприятий подвижных стараемся внедрить, чтобы телефоны с собой не брали. Смартфоны разрешено использовать во время сон часа (полчаса) и перед отбоем – чтобы отзвониться родителям. Мы нацелены на офлайн детство на территории лагеря.

-Карьерная лестница привела тебя к должности начальника лагеря. Что входит в твои обязанности?

-Начальник лагеря – это ответственность, которую передала мне Лариса Михайловна, все рассказала, дала напутственные слова и до сегодняшнего дня остается на связи. Быть начальником лагеря — это проводить инструктаж педагогов, детей, своевременно устранять все неполадки, держать связь с родителями, взаимодействовать с медицинскими работниками. Мы также тесно сотрудничаем с ювенальной полицией, с отделом по чрезвычайным ситуациям. Следить за качеством питания – тоже обязанность администрации лагеря.

-Как ты считаешь, в чем залог успеха смены?
-В искренности педагогов и творчестве детей. В каждом ребенке — безграничный потенциал, каждого ребенка можно «зажечь» и чему-то научить. Когда приезжает педагогический коллектив, объединенный общей целью: создать прекрасные условия для детей – тогда и смена будет «вау».

-Спустя столько лет в педагогике, сформулировал ли ты методику общения с детьми?
-Я очень много читаю книг по психологии и методика одна: делай все так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. Всегда с добром, конечно, можно и поругать, если есть какая-то провинность. Важно держать контакт с ребенком, ловить его волну.