Во главе угла – искусственный интеллект

Про традиционную городскую августовскую педагогическую конференцию

Максим СУШКО

Фото автора

 

28 августа в конференц-зале акимата состоялась городская августовская педагогическая конференция, давшая своеобразный старт 2024-2025 учебному году.

Модератором встречи выступил заместитель акима города Саят ШАЙМУРУНОВ. Он поприветствовал участников и гостей конференции, а затем передал слово руководителю отдела образования города.

Елена БУРДЫКА подготовила доклад на тему «Качество образования и цифровизация: реальность и тенденции». Концепция развития искусственного интеллекта на 2024-2029 годы становится одним из основных документов в системе образования. «Перед нами стоит задача – максимально внедрять искусственный интеллект и использовать возможности, которые он дает: повышение эффективности и результативности деятельности педагогических кадров», – подчеркнула Елена БУРДЫКА.

В процесс цифровизации активно включены не только школы, но и дошкольные и внешкольные организации города. Например, в проекте «Цифровой учитель», направленном на поддержку детей – выпускников из малообеспеченных семей, задействовано 5 школ города. Успешно зарекомендовали себя проекты Kitap.kz, TopIQ.kz. «Три школы города работают в рамках данных проектов с порталом электронных учебников TopIQ: школа-лицей, общеобразовательная школа имени Абая, школа-гимназия, – отметила руководитель отдела образования города. – Внедрение технологий искусственного интеллекта и активное использование цифровых решений, несомненно, открывают новые горизонты для учебного процесса».

От профессионализма и компетентности педагогических кадров зависит конечный результат – успеваемость и качество знаний учащихся. Елена БУРДЫКА остановилась на достижениях своих коллег: «С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школа №4 и Октябрьская школа участвовали в республиканском проекте по организации внутришкольного контроля. Две школы: школа-лицей, ОШ №6 — принимают участие в областном проекте «Инженерная академия», школа-гимназия – в областном проекте «Экологическая школа». Нельзя не отметить деятельность экспериментальных площадок школы №1 и школы-лицея, которые в течение года обменивались опытом в регионе, в том числе, и по использованию цифрового контента в своей работе».

Следующее ключевое направление – повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров. На текущий момент 283 педагога среднего образования прошли курсовую подготовку в областном институте повышения квалификации и подготовки педагогических кадров, что составляет 80% от общего числа педагогов, в том числе, 97 педагогов дошкольного образования, это 61,4% от их общего числа.

Состав педагогических кадров нашего города позволяет пользоваться одним из таких подходов современного менеджмента, как распределенное лидерство: так, из 569-и педагогов 6 имеют категорию «педагог – мастер», 92 – «педагог-исследователь», 119 – педагог — эксперт», что составляет 38% от общего числа педагогических кадров. И это фактор, способствующий результативности работы.

Коснулась Елена БУРДЫКА в своем докладе результативности по итогам прошлого учебного года. Его закончили 385 выпускников 9-х классов, из которых 12 человек получили свидетельство с отличием. Из 154 выпускников 11-х классов организаций общего образования в 2024 году на аттестат «Алтын белгі» претендовали 7 выпускников, с отличием – 8.

По итогам ЕНТ средний балл по городу составил 74,8 баллов, что на 6 баллов ниже уровня прошлого года.

36 выпускников получили грант в высшие учебные заведения, что составило 36% от принявших участие в ЕНТ выпускников (для сравнения — в 2023 году эта цифра составила 35,6%).

«Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, в целом, в школах созданы условия для качественного преподавания предметов Типового учебного плана, управленческие действия направлены на повышение результативности учебно-воспитательного процесса, достаточно системно реализуется внутришкольный контроль, – сказала Елена Александровна. – Для более эффективной работы в предстоящем учебном году нам необходимо пересмотреть цели, задачи и провести оценку достигнутых результатов, запланировать конкретные и реалистичные коррекционные меры».

В 2023-2024 учебном году в конкурсе исследовательских проектов «Зерде» из 13 участников областного этапа было 10 призеров, что составляет 77% результативности. 3 место у Дергилева Дмитрия, учащегося 5 класса ОШ №1 на республиканском этапе конкурса по математике (1 участник — 1призер, 100%, учитель Ильева Екатерина Валерьевна). В конкурсе научных проектов на областном этапе из 7 участников 4 призера, что составляет 57% результативности. В республиканском конкурсе научных проектов 1 место у учащихся 11 класса школы-лицея Коваленко Анастасии и Завьяловой Дарьи. В международных космических соревнованиях «Открываем мир науки» 3 место у Сивкова Ивана, школа – лицей (учитель Прахнау Виктор Иванович).

По итогам результатов областного этапа олимпиады по предметам отмечается повышение результативности с 42% в 2023году до 50% – в 2024 г. (3 призера из 6-ти учащихся). У учащегося Сивкова Ивана, школа-лицей, 3 место в республиканском этапе олимпиады (учитель Есионова Алла Николаевна).

Особую роль в городской системе образования играют узкие специалисты социально значимых направлений: дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги. Их роль важна в подготовке детей к освоению начальной, основной образовательной программы, социализации детей всех возрастов, в работе с детьми с особенностями здоровья. Педагогами — психологами школ города проведено свыше 1400 индивидуальных консультаций и 255 групповых формы работы. Весь комплекс мер, осуществляемых в школе, позволяет отслеживать психическое состояние учеников, а в сочетании с профилактической работой данные мероприятия позволяют снизить проблему аутодеструктивного поведения учащихся. И в этом несомненную помощь оказывает включенность психолого-педагогических служб школ города в проект — автоматизированную программу «Signal», что позволяет своевременно выявить детей с высоким уровнем тревожности и экономит время педагогов в процессе обработки результатов.

Закономерными звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды являются организации дополнительного образования. Индикатором качества деятельности организаций дополнительного образования служат показатели результативности в творческих конкурсах учащихся и педагогов. В Детской музыкальной школе обучаются 200 учащихся по 8 направлениям. Они являются победителями и призерами конкурсов областных, республиканских, международных уровней. В Детской художественной школе реализуются программы для 4 ступеней, где занимаются 190 детей. Школа за 46 лет выпустила более 900 учащихся, многие стали специалистами своего дела, архитекторами, дизайнерами.

Многопрофильная внешкольная организация, которая осуществляет дополнительное образование в рамках образовательно — досуговой деятельности – это Центр детского и юношеского творчества. Образовательный процесс в Центре осуществляется в разновозрастных объединениях по интересам (кружок, ансамбль, клуб) в 7 дворовых клубах, что позволяет охватить дополнительным образованием детей из различных социальных групп. Результативна деятельность кружка «Робототехника» (руководитель Волошин Сергей Васильевич). Так, на областном этапе республиканского чемпионата по робототехнике «Robotek Grand Tournamend» 2 место у Исмаилова Данила, Острижного Никиты, 3место у Волошина Романа, Дацышина Ивана. На областном конкурсе «Stem-Fest» 2 место у Скочко Богдана и Гусева Даниила, 3 место у Платонова Александра, Исмаилова Данила.

На VIII Международном фестивале робототехники, программирования и инновационных технологий «ROBOLAND-2023» сертификат получил Гузев Даниил. Ежегодно проводится около 100 мероприятий по различным направлениям воспитательной работы. В копилке достижений воспитанников ЦДЮТ за 2023-2024 учебный год свыше 60 призовых мест в конкурсах областных, республиканских уровней.

С докладами на конференции выступили директор общеобразовательной школы имени Абая Акбопе САТУБАЛДИНА (тема доклада «Педагогтердің кәсіби және тұлғалық әлеуетін дамыту»), директор ОШ №4 Салтанат КЕНЖИНА («Сотрудничество, партнерство, сетевое сообщество»), руководитель научного общества учащихся школы-гимназии Ольга МУРЗАБЕКОВА («Использование возможностей искусственного интеллекта для развития одаренности учащихся»), директор Детской художественной школы Светлана КАРЖЕНКОВА («Эффективная модель развития системы художественного образования города Лисаковска: традиции, инновации, перспективы»), методист ясли-сада «Дельфинчик» Елена МИХАЙЛОВА («Экосад в дошкольном образовании») и педагог-психолог ясли-сада «Болашак» Гульжан АЛЬМИШЕВА («Инклюзивные практики как способ вовлечения дошкольников в образовательный процесс»).

В завершение официальной части конференции свой анализ деятельности отдела образования города и перспективы на предстоящий учебный год озвучила заместитель руководителя методического центра Управления образования области Марал БОКАЕВА. Она поблагодарила лисаковцев за работу: «У вас проводится качественная работа, много достижений, приятно было слышать на областной конференции, что лисаковский горОО признан лучшим на областном уровне», – отметила Марал БОКАЕВА.

Попросила больше заниматься разработкой авторских программ, уделять внимание работе с одаренными детьми. Качество знаний учащихся в Лисаковске выросло, меньше сдают ЕНТ, в нем свыше 100 баллов набрали только 9 выпускников. Сказала, что в школьной форме должен быть синий цвет. Отмечены Марал БОКАЕВОЙ лисаковские школа-лицей, школа-гимназия, ОШ №4 и Лисаковский технический колледж. «Благодаря вам, лисаковцы, пополняется копилка достижений области, спасибо вам за работу, с вами легко работается. в любых инновациях вы впереди», – сказала Марал БОКАЕВА.

В рамках торжественной части мероприятия 22 работника учреждений образования города получили различные награды.

Благодарность Министерства просвещения РК получила учитель начальных классов ОШ №1 Наталья Бекеновна ИБРАЕВА.

Грамотой акима области отмечены 3 человека: учитель казахского языка и литературы школы-лицея Жанат Жаксыбекқызы ЖУМАБАЕВА, методист ясли-сада «Улыбка» Елена Владимировна БРИТВИНА и музыкальный руководитель ясли-сада «Мурагер» Анна Сергеевна ШВЕЦ.

Шесть человек награждены грамотами Управления образования: методист отдела образования города Лисаковска» Людмила Анатольевна ВЕРХОВЦЕВА, заместитель директора ОШ №6 Сания Ермековна ЖАЛГАСОВА, учитель музыки ОШ №4         Татьяна Владимировна КОЧЕРГИНА, учитель математики школы-лицея Юлия Викторовна ПРАХНАУ, учитель начальных классов лисаковской специальной школы-интерната Ольга Леонтьевна КОМИССАРОВА и учитель начальных классов лисаковской специальной школы-интерната Лилия Владимировна ПАНИНА.

Грамоту акима города Лисаковска получили 12 человек: учитель физической культуры школы-гимназии Андрей Сергеевич КОКОТОВ, учитель начальных классов общеобразовательной школы имени Абая Багиткуль Бузаубаковна ОНАЙБАЕВА, учитель русского языка и литературы ОШ №4 Мария Владимировна ШАЙХИТДЕНОВА, учитель информатики школы-лицея Наталья Павловна ПАСТУХОВА, учитель биологии ОШ №6 Наталья Васильевна МОРКОВНИК, учитель русского языка и литературы Октябрьской общеобразовательной школы Ольга Николаевна ДЕРЕГА, воспитатель ясли-сада «Болашақ» Марина Анатольевна ФОМЕНКО, воспитатель ясли-сада «Балапан» Раиса Петровна КОРНИЛОВА, учитель казахского языка ясли-сада «Ивушка» Анна Владимировна ЯНЧУК, педагог дополнительного образования Детской музыкальной школы Ольга Владимировна КАРПЕНКО, музыкальный руководитель ясли-сада «Дельфинчик» Наталья Евгеньевна ВОРВУЛЬ и педагог-психолог ясли-сада «Улыбка» Татьяна Александровна ШЕНКЕЛЬ.

Словами напутствия от заместителя акима города Саята ШАЙМУРУНОВА (аким города в отпуске) и фотосессией завершилась пленарная часть августовской педагогической конференции. 29 августа в учреждениях образования прошли секционные занятия по предметам и направлениям деятельности.

Успехов, результатов в новом 2024-2025 учебном году!