Элементы игр с асыками в игровой деятельности

Об изучении казахского языка в ясли-саду «Дельфинчик»

В обществе, полном инноваций, главное условие не потерять возможность сохранить собственную историческую национальную культуру, уважать наши национальные ценности, идущие от предков, оказывающие максимальное влияние на воспитание подрастающего поколения. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых духовных ценностей, обогащают культурное наследие народа. Передача духовных ценностей из поколения в поколение – ключ к вечной нации.

Казахские национальные игры с каждым годом приобретают все большую популярность. Сколько важных качеств они помогают развивать! Игра с асыками усиливает способности зрения, также – это массаж рук, каждого пальца, локтей. Кроме того, у игрока развивается математическое мышление, тренируются выносливость, ловкость и координация движений. Детей необходимо увлечь этой игрой.

В работе с детьми асыки – идеальный материал. Они округлые, удобные для ладошки, этот материал можно использовать в игровой деятельности буквально везде. Главное, что такие игровые занятия дети воспринимают на ура.

Основной целью является заинтересовать современных детей национальной

игрой. Игры с асыком не только спортивные игры, но и дидактическая

настольная игра по современным требованиям.

В этой статье хочу поделиться с еще одним опытом игр в асыки с детьми

дошкольного возраста. Пока разрабатывала методическое пособие «Көнілді

асық» для того, чтобы включить в образовательный процесс на игровых занятиях

по изучению казахского языка в детском саду, идею хотелось сразу же

апробировать на практике. Появился маршрутный лист игровой деятельности –

описание игрового занятия для организованной деятельности по казахскому языку, следом практический инструментарий по реализации методического пособия с кратким содержанием и ссылка по QR коду.

Игра «Бес асық» особенно популярна среди девочек, так как она не требует большой физической силы, но развивает координацию движений и моторику.

В эту игру первыми играли две наши девочки, воспитанницы предшкольной группы «Почемучка» Быкова Дарья, Оралбаева Айша. Игра «Бес асық» развивает у детей ловкость, глазомер, скорость, смекалку, меткость, тактическое, логическое, математическое мышление, вырабатывает у ребенка лидерские

качества. Девочки показали хороший результат, и поэтому они стали участниками конкурса # Алтынсақа #, в октябре 2023года, который проводился на базе КГКП «Ясли сад» «Улыбка» отдела образования города Лисаковска». Дети отмечены были грамотой .

Проводя индивидуальную работу с помощью цветных асыков с воспитанницей группы «Неваляшка» Чернобровиной Доминикой, заметила у ребенка способности к фонетическому восприятию на казахском языке. Доминике я загадала загадку о бабушке, получив ответ от Доминики, предложила карточки с буквами казахского языка и асыки. Воспитанница провела фонетический разбор слова [ӘЖЕ]. Хорошо справляется с заданиями: определяет количество букв и звуков в слове. Характеризуя согласный звук, указывает твердый или мягкий. Твердость и мякгость звуков показывает с помощью цветных асыков [көк, жасыл]. Также анализирует гласный звук [ә].

На одном из игровых занятий по казахскому языку использовала пособие, сделанное своими руками. Пособие состоит из деревянного основания, на нём палочки. В эти палочки продеваем асыки, в которых сделаны отверстия. Асыки покрашены в цвета радуги.

Игру на практике апробировала воспитанница предшкольной группы «Почемучка» Ирубаева Сабина. Проходит диалог вопрос – ответ:

[ 1.Бұл не ? Что это? 2. Асықтың түсі қандай? Какого цвета асык? 3. Сары асықтарды санап бер. Посчитай желтые асыки? 4. Барлығы неше асық болды? Сколько всего получилось желтых асыков?]. Сабина с интересом и легкостью выполнила задания. Потому что занятия проходят систематически и очень увлекательно, интересно и дети познают много нового. Игры с асыками с детьми дошкольного возраста, думаю, реализую не зря. И когда это получается, чувствуешь. Игра с асыком позволяет увидеть результат, способствуя всестороннему совершенствованию моей работы в воспитании детей творческим поисковым путем.

 И самое главное – прививать им национальные духовные ценности, формируя культурную личность.

Гульнара АУХАТОВА,

учитель казахского языка,

педагог-исследователь ясли-сада «Дельфинчик»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *