О работе с детьми в ясли-саду «Дельфинчик»
В настоящее время в системе образования Республики Казахстан происходит переосмысление подходов к организации и содержанию инклюзивного образования с целью обеспечения условий, удовлетворяющих образовательные потребности всех детей в одном образовательном пространстве вне зависимости от их особенностей развития.
Обеспечение качества психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, а также развитие систем ранней диагностики, рассматривается как стратегическое направление инклюзивного образования.
В сфере образования особое значение приобретает поиск новых путей обеспечения качества образования детей с особыми образовательными потребностями. Одна из важнейших задач образовательной практики состоит в достижении соответствия качества дошкольного образования актуальным и перспективным потребностям конкретной личности.
Получение детьми образования, соответствующего индивидуальным потребностям и возможностям, является одним из главных и базовых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
В целях развития психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом преемственности и непрерывности инклюзивного образования 1 сентября 2024 года на базе ясли-сада «Дельфинчик» создана инновационная площадка «Күтім аумағы: сүйемелдеу және бейімделу». Для реализации цели воспитателем мной и психологом Дильбар ГУЛИЕВОЙ создана рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста «Сопровождение и адаптация».
Настоящая рабочая программа разработана для построения деятельности педагога-психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение всех возрастных групп, и определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности дошкольной организации в работе с детьми от года до 5 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами дошкольной организации.
Прежде чем приступить к обследованию ребенка, психолог должен ознакомиться с представленными материалами специалистов (педагогическим, логопедическим, медицинским). Изучается педагогическая документация: рисунки, прописи, рабочие тетради. По возможности необходимо выяснить у педагога или родителей дополнительную информацию о семье и специфике родственных отношений; обратить внимание на характеристику раннего развития ребенка. Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребёнка и тех собранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватных для данного ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника с особыми образовательными потребностями включает следующие этапы коллективно согласованной деятельности:
— оценка педагогического запроса и его анализ;
— изучение и оценка развития воспитанника командой специалистов (логопедом, педагогом-дефектологом, врачом, социальным педагогом);
— составление индивидуальной программы сопровождения воспитанника (определение специалистов сопровождения, содержания их работы, а также помощи со стороны педагогов и родителей) и времени ее реализации;
— реализация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения, наблюдение за воспитанником, при необходимости корректировка ее содержания;
— коллегиальное обсуждение результатов работы с воспитанником, изучение учебных достижений учащегося;
— принятие решения о необходимости дальнейшего сопровождения воспитанника.
Елена МИХАЙЛОВА,
воспитатель ясли-сада «Дельфинчик»
Фото предоставлено автором