Как “Гав” стало чудом

Рассказываем о Кристине РОМАШОВОЙ, учителе-логопеде

В последние дни февраля на базе школы №1 прошел областной семинар,  посвященный инклюзивному образованию. Мероприятие стало своеобразным итогом шестилетней работы областной экспериментальной площадки.

Для справки: в 2019 году школа №1 была выбрана экспериментальной площадкой. В школе обучалось несколько десятков учеников, которым требовался особый подход для получения знаний. Уже через год стало очевидно, что накопленный опыт заслуживает внимания не только городских, но и областных специалистов. В 2023 и 2024 годах были проведены три успешных семинара, а также открыт уникальный кабинет инклюзии — единственный в городе и пятый в Костанайской области.

Семинар 2025 года стал особенным благодаря масштабу участников: в актовом зале собрались педагоги из Денисовского, Беимбета Майлина, Камыстинского районов и лисаковцев. Здесь прозвучали доклады, демонстрации методик и практические занятия, позволившие участникам по-новому взглянуть на подходы к обучению детей с особенностями развития.

На страницах нашего издания мы хотим рассказать об одной из участниц семинара, которой выпала честь открывать блок с обучением прибывших педагогов. Уникальное здесь то, что для педагога это было первое выступление и сразу на областном уровне.

Кристина Александровна Ромашова работает в первой школе учителем-логопедом уже 1,5 года.  Вместе со старшей коллегой Ольгой Николаевной Финкбайнер, они разработали уникальную методику коррекционной работы под названием «Игра в колечки». Эта техника помогает детям с речевыми нарушениями развивать артикуляционный аппарат, координацию движений и внимание через игровой процесс.

Поделитесь впечатлениями от выступления?

— Я очень переживала. Одно дело — выступать перед коллегами, другое — показывать мастер-класс перед живой аудиторией, приехавшей из разных мест. Но это было ощущение, как на первом уроке — стоит начать и волнение, и неуверенность сразу проходит.

— Как решение стать логопедом повлияло на вашу профессиональную жизнь?
— С детства я мечтала помогать людям преодолевать трудности, и именно логопедия показалась мне профессией, где это можно делать ежедневно. Мне важно не только улучшать речь, но и влиять на психологическое состояние детей, давать им уверенность. Логопед — это не просто специалист по звукам, а человек, который может раскрыть потенциал личности даже там, где, кажется, что это невозможно.

— Расскажите о случае, который изменил ваше отношение к работе.
— Одна из моих учениц, назовем ее Катя, 5-летняя девочка с аутизмом. Она не говорила, избегала контакта и только повторяла услышанные звуки. Ее мама была в отчаянии, ведь казалось, что дочь закрыта в своем мире. 

На первом занятии я использовала яркие карточки с животными. Катя вдруг положила руку на изображение кошки — это был первый контакт! Постепенно она стала повторять звуки, а через несколько недель сказала: «Гав», указывая на собаку. Это были первые осознанные слова! Мама плакала — для нее это было чудом. Катя научилась выражать свои желания через речь, и это стало для меня уроком: даже маленькие шаги — огромные победы.

— Как рано можно обращаться к логопеду за помощью?
— Занятия рекомендовано начинать в 2–3 года, если заметны отставания в речи: например, ребенок не говорит или не понимает простые фразы. В этом возрасте коррекция наиболее эффективна. Продолжительность работы зависит от проблемы и вовлеченности родителей. Иногда требуется несколько месяцев, иногда — лет. Но главное — не откладывать обращение к специалисту.

— Работаете ли вы со взрослыми? Какие у них проблемы?
— Да, у взрослых тоже бывают речевые нарушения. Например, дислалия (косноязычие), которая перенеслась с детства, или заикание. Иногда это последствия травм или болезней: дизартрия после инсульта или афазия. Коррекция требует комплексного подхода. Например, при афазии важно сотрудничать с неврологами и психологами. Дислалию или гипофонию (слабый голос) можно скорректировать эффективно, но с афазией или тяжелой дизартрией процесс длительный. Важно начинать занятия как можно раньше, чтобы улучшить качество жизни и восстановить коммуникацию.

— Как вы оцениваете успехи своих учеников?
— Для меня успех — это не только «правильные» звуки, но и уверенность ребенка в себе. Когда Катя впервые сказала «Гав», это было не просто слово — это ее первое «я слышу тебя». И таких историй много. 

Каждый шаг важен, даже если он маленький.

Анастасия ЕЗЕХЕЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *