15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана
Война для одних – это беды, слезы, разлука. Для других – защита Родины, долг, несущий за собой потерю соратников, друзей. Но в целом это всегда то, чего хочется избежать, не допустить, максимально минимизировать.
Время, конечно, лечит, но для испытавших на себе все тяготы и ужасы военных дней, месяцев, лет… этот отрезок жизни навсегда останется в памяти.
25 декабря 1979 года в 15 часов дня по московскому времени началась война в Афганистане. Согласно страницам истории, причиной стало иностранное вмешательство в афганский внутриполитический кризис, который был следствием борьбы за власть между местными традиционалистами и леворадикальными модернистами.
Вооруженный конфликт длился практически десять лет. 15 февраля 1989 года последний советский солдат перешел пограничный мост через Амударью, завершив вывод войск. Со стороны Советского Союза погибло более пятнадцати тысяч человек, около 53-54 тысяч получили ранения, и миллионы в той или иной степени пострадали от этих событий.
Согласно последним данным, в Лисаковске проживает сорок воинов-интернационалистов, и с одним из них у меня состоялся разговор, во время которого он рассказал, как для него началась эта война и чем стала.
В феврале 1980 года на базе ДШБ (десантно-штурмовой бригады) в Капчагае, Алматинская область, был создан 177 ООСпН ГРУ (отдельный отряд специального назначения) или «второй мусульманский», которым командовал Керембаев Борис Тукенович. Именно в нем в 1981 и 1982 годах служил мой собеседник Михаил Петрович Труханов.
Он родился в 1960 году, окончил Лисаковский строительный техникум, затем институт. И в промежутке между получением этих знаний, после техникума, как и другие ребята призывного возраста, он отдавал долг Родине в армии, где его и настигла война. Как рассказал Михаил Труханов, их батальон готовили для точек союзных республик и стран, но выбор пал на Афганистан.
“В конце октября, после обеда в столовой, мы зашли в курилку. И тут объявляют тревогу. Мы побежали в парк, а там дежурный по парку, офицер, сидит, лейтенантик молодой. Мы его спрашиваем: «Какие ограничения?» – «Тревога. Без ограничений». А это значит – война. Мы заводим всю гусеничную и колесную технику и выезжаем. Нам было показано по схеме, куда надо дислоцироваться в военное время. Нам меняют задачу – погрузка на железную дорогу. Там уже стоят платформы, на которых перевозят броневую технику. Именно на них мы и загнали свою технику, закрепили и погнали. Думали, что на учения в Отар, но нас повернули в сторону станции Чу, на Амударью, Сырдарью. Где мы и разгрузились и дозарядили всю боевую технику, получили гранаты и патроны для огнестрельного оружия и приготовились заходить в Афган», – вспоминает как все начиналось, Михаил Труханов.
“Границу пересекали ночью, сопровождал нас горный батальон, все было спокойно и тихо. Дошли до Андхоя (приграничный город), дорога оказалась заминированной. Просто с пулемета выстрелили, и несколько мин разорвалось. Минирование в то время было коварное – между контактами ложилась ткань. Может 5-6 машин машин проехать по одному маршруту след в след, а седьмая – взорвется. Дошли до «зеленки» (прим. ред. – зеленые насаждения, кусты, деревья и тд), в которой и начался первый бой. Длился он до поздней ночи. Мы потеряли несколько товарищей, был подбит БТР горного батальона, жив остался только радист. Вот так вот мы и дошли 200 километров до Меймене”, – рассказал о первой бое афганец.
Что касается быта, то, по словам Михаила Труханова, он был очень простым: были палатки, на позициях – блиндажи, на которых солдаты спали по очереди. А когда находились на операции, то ночевали под открытым небом, где придется и вне зависимости от времени года.
“С ранней весны до поздней осени, включая лето, ночью в горах всегда очень холодно, а днем жарко. Зимой мы спали на броне. Спина как бы в тепле час-другой, а лицо в инее”, – поделился Михаил Петрович.
Что касается контактов с местными жителями, то, по словам мужчины, в основном это происходило при возвращении с операции, через Маймане, на перевале.
“Если к комбату обращались местные с просьбой о помощи, мы ее выполняли. Наш батальон был дружный, в нем служили ребята и офицеры из Казахстана, России, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. И мы всегда были готовы помочь друг другу в быту и бою”, – поделился Михаил Труханов.
Находясь в Афганистане, воины выполняли приказ, который перед ними поставила Родина. А именно: не допустить междоусобные войны, помогать простым людям создавать нормальную жизнь и чтобы в нашу страну не могли попасть наркотические вещества.
“У каждого из нас есть братья, сестры, теперь и дети, и мы все переживаем, чтобы они не употребляли наркотики. Поэтому перед нами стояла задача: «контролировать караваны в сторону нашей границы”, – просто, но с чувством достоинства сказал афганец.
После армии Михаил Петрович устроился на работу и стал налаживать жизнь. С друзьями–сослуживцами мужчина продолжает поддерживать связь.
“Мы переписываемся, постоянно перезваниваемся по телефону. Жизнь, конечно, раскидала всех по бывшему пространству СССР”, – добавил афганец.
15 февраля сейчас для большинства людей всего лишь дата в календаре. Не многие даже вспомнят, что это День памяти воинов-интернационалистов. Но для тех, кто там воевал –это не просто окончание той войны, которая длилась почти 10 лет…
“Это радость за ребят, которые вернулись домой живыми. Это матери, которые перестали плакать о своих сыновьях. В этот день мы вспоминаем всех, с кем служили, кто пришел, а кто не вернулся и навсегда остался на пустынной земле Афгана», – поясняет Михаил Петрович.
Завершая разговор, я поинтересовалась, что бы он хотел сказать нынешнему поколению? И Михаил Петрович ответил:
«Любить Родину, заниматься спортом, быть готовым пройти все тяготы службы, ведь каждый мужчина должен отдать долг Родине. Он должен уметь защитить свою семью и все, что его окружает. Ведь это наша земля, наша степь. Это то место, где ты появился на свет, а это и есть – Родина!».
Анна ЮМИНА
