«Читай, город»

Большой писатель Алексей Иванов

Не раз уже приходилось слышать: литература умирает, Интернет теснит книги, и не за горами то время, когда он их окончательно убьет.

Возможно, в этом утверждении и есть доля истины: некогда Советский Союз называли самой читающей страной мира, теперь о странах постсоветского пространства такого не скажешь. Читать стали реже. Но вот теряется ли интерес к книгам?

Бывая в Екатеринбурге, я постоянно захожу в книжный магазин под названием «Читай-город». Его размеры – в Лисаковске ни один супермаркет не может с ним сравниться. Работает он с 9 до 23 часов. Без выходных. И постоянно в этом магазине посетители: кто-то покупает книги, а кто-то просто сидит в магазине и их читает. Для этого там специально поставлены стулья.

«Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?» – писал Владимир Маяковский. Это я к тому, что интерес к книге окончательно не пропал. И литература по-прежнему жива: появляется много новых и интересных писателей – как в русской, так и в зарубежной литературе. Вопрос в другом: может быть, люди плохо знают современную литературу, а потому им трудно ориентироваться в этом разнообразии имен и жанров – и просто нужна подсказка?

Поэтому мы и решили открыть новую рубрику, в которой время от времени будем рассказывать о современных писателях.

 

Первый, о ком хочется рассказать, – это Алексей Иванов. Хотя бы потому, что с понедельника по каналу «Россия-1» идет трансляция сериала «Ненастье» по его одноименному роману. Кроме того, я считаю Алексея Иванова – одним из лучших современных российских писателей. Кстати, «Ненастье» – это первый роман Алексея Иванова, который я прочитал. После этого собрал в своей библиотеке большинство его книг. Это тот автор, которого хочется читать.

Наверное, не все знают это имя – Алексей Иванов. Но стоит назвать одно только его произведение – и многие согласно кивнут головой: слышали, видели. Я имею в виду роман писателя «Географ глобус пропил», по которому снят фильм с Константином Хабенским в главной роли. Этот роман писателя называют и романом-воспитанием, и своеобразной пародией на педагогические доктрины. Герой романа Виктор Служкин не пытается выглядеть перед своими учениками-девятиклассниками мэтром от педагогики: он не читает им нравоучений и не скрывает перед ними собственных недостатков.

«Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая», – коротко объяснил суть своего романа писатель.

Этот фильм получил несколько премий, но книгу я считаю и глубже, и интереснее.

Возможно, кто-то видел фильм Павла Лунгина «Царь» с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях – о взаимоотношениях Ивана Грозного с митрополитом Московским Филиппом. Этот фильм основан на книге Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна». Правда, сценарий фильма, написанный режиссёром Павлом Лунгиным, Иванову не понравился.

Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года. Живет он в Перми, но у него много книг о Екатеринбурге, где писатель учился. Есть документальная книга «Ебург», которой можно назвать летописью о городе и его людях 90-х годов. Кстати, и действие романа «Ненастье» происходит в вымышленном городе Батуеве, который во многом напоминает Екатеринбург.

У каждого писателя есть слабые книги. Но у Алексея Иванова откровенно слабых книг нет – все написаны на очень высоком уровне. Разве что к таковым можно отнести его первые фантастические повести – «Земля-сортировочная», «Победитель хвостика», «Охота на «Большую медведицу» и «Корабли и Галактика». Но они создавались, когда писателю было 19-20 лет. Тем не менее одна из этих повестей, опубликованная в «Уральском следопыте», была высоко оценена читателями – в рейтинге популярности авторов журнала Иванов стал «серебряным призером», обойдя братьев Стругацких.

Но по-настоящему Алексей Иванов дебютировал своим романом «Общага-на-Крови». Он был тоже написан в начале 1990-х годов, но вышел в свет только в 2006 году, что дало повод Владиславу Крейнину заметить: «В течение 14 лет русская классическая литература не досчитывалась настоящего шедевра».

Образ общаги в этом романе рассматривается критиками как своеобразная «модель человеческого общежития», в котором есть место и циникам, и праведникам. Вот только последним выжить куда сложнее.

Из-за ровного уровня романов Алексея Иванова трудно выделить и лучшую его книгу. Хотя таковой бы я назвал «Сердце Пармы», в которой описываются события, соотносящиеся с летописями: чердынские походы вогулов, крещение Перми, смерть князя коми-пермяцкого Великопермского княжества Михаила. Книга довольно жестокая: описывая сражения и казни, Алексей Иванов не щадит читателя. Но, впрочем, и времена были жестокими.

Есть и другие романы Алексея Иванова о далеком прошлом – «Золото бунта» (действие его разворачивается вскоре после пугачевского восстания) и «Тобол» (о Сибири времен Петра Первого). Отмечу, что по роману «Тобол» тоже снят восьмисерийный драматический сериал. Но Иванов снял свое имя с титров этого сериала из-за несогласия с тем, как его сценарий переработал режиссёр.

В свои исторические романы писатель вводит элементы фантастики. Наверное, потому, что дошедшие до нас хроники о тех временах – это отчасти мифы. Но есть у него и фантастические романы – «Псоглавцы», «Комьюнити». И романы о нашем времени – уже названный «Географ…» и «Блуда и МУДО».

Последний из этих романов вызвал разноречивую реакцию – от полного неприятия, до восторга. Писатель Захар Прилепин считает «Блуда и МУДО» шедевром и лучшим романом Иванова. Критики же называли роман сатирическим, брутальным, порнографическим; одна из посвященных «Блуде…» статей была даже озаглавлена «Порно и задорно». Но четко прослеживаются в нем и гоголевские мотивы: главный герой романа Борис Моржов начинает, подобно Чичикову, собирать документы на «мертвых душ». Сам автор, включив в роман новое слово «начичить», утверждал, что придумал его специально, чтобы усилить сходство с Гоголем: «Мой роман — это гараж, в котором стоит «мерс». Гоголь — ключ от гаража. Но не от «мерса». Кто схватит этот ключ и убежит, радуясь, тот никуда на романе не уедет».

Роман «Блуда и МУДО» и невероятно смешной, и в то же время трагичный. Но это характерно для творчества Алексея Иванова: большинство его произведений имеют трагичный финал.

Много у Алексея Иванова и документальных книг – и все они об Урале: «Вниз по реке теснин», «Железные караваны», «Message: Чусовая», «Уральская матрица», «Хребет России», «Дорога Единорога», «Увидеть русский бунт», «Горнозаводская цивилизация» и уже названная книга «Ёбург».

Писатель работает много. Но дело ведь не только в количестве написанного. Куда важнее другое – это действительно большой писатель. И хочется верить, что кто-нибудь откроет для себя этого автора.

 Олег ПОЛИВОДА