Полный абзац

В НОВЫЙ ПУТЬ ПО НОВЫМ КАРТАМ

Как только обрел Казахстан независимость, так и появились в нашей стране новые школьные учебники. И это вполне объяснимо: как идти по новому пути со старыми «картами» (географическими, естественно, а не игральными)?

Хотя у некоторых недалеких граждан вопросы порой возникали: а зачем они, новые учебники? С учебником по истории, допустим, все понятно: историю просто необходимо переписать, тем более что и в СССР ее постоянно переписывали. С учебником по литературе примерно то же самое: требуются новые идеалы и, не побоюсь этого слова, новые классики. Но зачем трогать учебник по математике? Неужели дважды два – уже не четыре, а пять? И даже, может быть, шесть? Или, извините, восемь?

Нет, правила (по крайней мере, математические) не изменились: дважды два – по-прежнему четыре. Но следовало как-то намекнуть, что это великое открытие сделано казахстанскими учеными. А если сами они этого и не открыли, то, во всяком случае, поставили утвердительную свою визу: «Подтверждаем, ошибки нет! Так и быть, четыре!»

Оно бы и ничего – была охота спорить по таким пустякам! Вот только в новых учебниках было много опечаток, ошибок, несуразностей и откровенных ляпов. Но это объясняли тем, что страна только начинает жить по-новому, а на новом пути никто не застрахован от ошибок.

У нас, впрочем, все «недоразумения» именно так и объясняли! Выдающийся ученый неправильно решил задачу для пятиклассников? «Мы еще только учимся!» Рухнул новый дом? «Мы еще только начинаем!» Попался чиновник на взятке? «Это опыта еще не хватает!»

Но все-таки взамен новых начинали у нас писать самые новые учебники. Разумеется, с новыми ошибками. И уже не одно поколение на этих ошибках выучилось. Наверное, некоторые молодые люди до сих пор твердо уверены, что (образно выражаясь) «ча» «ща» пишется с буквой «я». И попробуй доказать обратное! Ведь так было в учебнике!

Знаете, почему в советских учебниках не то что ошибку, но и опечатку нельзя было найти? Во-первых, над ними авторы работали годами. И, во-вторых, если опечатка встречалась, то в переиздании ее устраняли. Устраняли опечатку, а не весь учебник переписывали!

Но это не наш путь! Хотя бы потому, что всем: и авторам учебников, и издателям – хочется денег – много и сразу. А государство на большое дело их не жалеет. Так почему бы и не взять? Здесь главное – не мешкать! А поговорка «поспешишь – людей насмешишь» значения уже не имеет. Смеяться будут над теми, кто прозевал свое счастье.

Но теперь, наверное, что-то должно измениться. Ибо, как передает Tengrinews.kz., министр образования и науки Асхат Аймагамбетов лично проверил учебники и нашел в них ошибки. Главное, как оперативно – и тридцати лет не прошло со дня нашей независимости!

«Элементарные, простейшие ошибки. Есть задачи, по которым ответ не совсем совпадает по решению. Много ошибок с переводом. Это абсолютно недопустимо. Нашим детям приходится учиться по таким учебникам», – сказал он.

А потом еще и грозно добавил: «Каждый год одно и то же. Сколько это будет повторяться?»

И если бы нашелся смелый и честный человек, то он мог бы ответить: «Столько, сколько нужно!» Но где же нам найти таких людей?

Так что, возможно, появятся и в Казахстане учебники без ошибок.

Мне, честно сказать, стало немного досадно: почему мои дети учились по неправильным учебникам, а других будут учить иначе? Почему одним все, а другим ничего?

По потом поразмыслил и успокоился. Нет, справиться со своею завистью я так и не смог. Но просто усомнился, что из-за возмущений министра в новых «картах» укажут верный путь и правильное расстояние.

Потому что министры образования и даже науки у нас как приходят, так и уходят. А ошибки в учебниках остаются.

Видимо, такой уж у нас особенный путь.

ГОЛЫЕ ДИКАРИ И ГОЛОВКИН В ЧАПАНЕ

К сожалению, все ошибки в учебниках министр образования и науки Асхат Аймагамбетов не назвал. Но, видимо, лишь потому, что и не дочитал до конца эти кладези знаний. Да и откуда министру взять свободное время и, главное, желание на подобное, извините, чтение?

А вот казахстанские родители, которые учатся вместе со своими детьми, и время, и желание нашли. И, как передает «Хабар 24», отмечают в книжках то, что наши политкорректные журналисты именуют скромным словом «опечатки».

Например, такие «опечатки»: звОнит» вместо «звонИт» или «свеклА» вместо «свЁкла».

Подумаешь, какие мы умные! Ну, не сильны наши ученые в орфоэпии – и что? Им это и не нужно, потому что они больше пишут, чем говорят. Помнится, у команды КВН «Уездный город» была такая шутка: «Да, мы провинциалы! Да, мы звОним, а не звонИм! Но ведь дозваниваемся же!»

Но идем далее. В одном из учебников для 7 классов в задании школьников просят объяснить, почему сказка про «И-пызяву» называется именно так и о чем там идет речь. Но, как я полагаю, этого не знает и сама Людмила Петрушевская, эту сказку написавшая. Нашло вдохновение (или это был угар?) – и сочинила! Зачем включили в учебник? А вдруг дети разберутся, в чем здесь суть или подвох?

Но двигаемся в самые дебри. А, как говорится, чем дальше в лес, тем больше партизан. Так, родителей смущают и иллюстрации. По их мнению, курящему мальчику или голым охотникам на бизонов точно не место в учебнике для шестиклассников.

Возмущение у взрослых вызывают и вопросы вроде: «Почему Геннадий Головкин выходит на ринг в чапане?».

Но тут тоже можно поспорить! А вдруг мальчик курит наш, исконно казахстанский «табак»? И как еще можно нарисовать настоящего патриота?

Что касается голых дикарей и Головкина в чапане, то здесь авторы учебников просто немного напутали. Надо было Головкина раздеть (но только до трусов!), а охотников на бизонов одеть. Хотя, конечно, первобытные люди в чапане смотрелись бы не очень убедительно.

Все это – лишь толика того, о чем из деликатности промолчал министр. А вот народ интернета молчать не намерен!

«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимся на экзаменах.

Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.

Крах образования – это крах нации», -– данное сообщение висит у входа в университет Стелленбосск», – написал Крутяк.

«Малограмотным населением легче управлять». Вот что написано над дверями министра образования!» – ответил ему asdfgh.

А ЦАРЬ пошел еще дальше и дерзко заявил: «Какая страна, такие и учебники». Забыв при этом поставить запятую в своем коротком тексте, так что мне пришлось исправлять безграмотность ЦАРЯ. А потому мне очень хочется возразить: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Но и строго винить ЦАРЯ у меня тоже нет желания. Откуда ему набраться грамотности, если у нас даже учебники с ошибками?

Но, видимо, такой уж у нас особенный путь.

УЧИТЕЛЬНИЦА МОЕЙ МЕЧТЫ

А ведь нам есть, к чему стремиться! Вы посмотрите хотя бы на соседнюю Россию!

Положим, про российские учебники говорить ничего не стану – не читал, врать не буду. Но зато как творчески подходят там к учебному процессу!

Мне одна женщина рассказывала, как ее внук-школьник, проживающий в Челябинской области, отвечал на тесты по истории. И был там такой вопрос: «Назовите настоящую фамилию Ани Лорак».

Сдается мне, составители теста хотели всего лишь посмеяться над украинской певицей, потому что ее настоящая фамилия, как я только что узнал из интернета, – Куек. Но женщина, моя собеседница, не зная правильного ответа, не смогла оценить и тонкого (чуть не сказал – черного) юмора. И написала возмущенное письмо министру образования Челябинской области: зачем детям знать фамилии каких-то певичек, когда они плохо знают даже историю Великой Отечественной войны? Пусть им говорят больше про подвиги их отцов и дедов! С чем я тоже согласен безоговорочно!

Надо отдать должное министерству образования Челябинской области: после этого письма вопрос про Ани Лорак убрали. А внуку той женщине дали персональное задание: написать сочинение про какого-нибудь своего родственника – героя войны.

Но, наверное, пример про Ани Лорак – не самый удачный. В Казахстане тоже есть свои юмористы, придумывающие тесты. Достаточно вспомнить нашумевший в свое время вопрос теста по истории: «Сколько зубов было у лошади Чингисхана?»

И работу над ошибками у нас тоже умеют проводить. Когда народ Казахстана насмеялся вдоволь, про лошадь Чингисхана больше не спрашивали. Хотя этот вопрос и не нужно было убирать. Зачем добру пропадать? Просто перенесли бы его в тесты по зоологии. Сколько зубов у лошади, школьники знать обязаны. А великий вождь Чингисхан вряд ли выбрал бы себе беззубого коня. Положение, сами понимаете, обязывает. Беззубого тирана прогрессивные граждане еще могут принять, а вот его шепелявую лошадь – никогда!

Но Бог с ними, с тестами. Куда интереснее поговорить о замечательных людях. То есть – о педагогах. А замечательных педагогов в России много.

Об одной такой учительнице: 19-летней Раде Романовой из Казани – поведала интернет-газета «Реальное время».

Правда, девушка никого пока не учит, а сама еще учится в педагогическом университете. Но успела поработать вожатой в лагере с учениками младших классов. От них, видимо, и набралась неожиданных вольностей.

В общем, девушка не мечтает сделать карьеру на учительском поприще с возможностью повышения до завуча или даже директора школы. У нее другое желание: Рада хочет радовать читателей журнала «Playboy».

Более того – начала уже выставлять в социальных сетях свои откровенные фотографии. И, как пишет издание, сниматься в откровенных фотосессиях у нее получается превосходно. И Рада надеется, что скоро станет настоящей звездой.

Прямо как в анекдоте. «Мария, как же так?! Ты, ударник производства, орденоносец – и вдруг стала валютной проституткой!» – «Я даже не знаю. Наверное, мне просто повезло».

«Молодость так же прекрасна, как и наивна», – написал в комментариях некий Бисер.

Намекая, как я думаю, на то, что стать звездой эротического журнала дано не каждому. Ибо слишком много желающих. И как преодолеть такой огромный конкурс? Это вам, прошу прощения, не в университет поступить!

А вот в школе девушку ждут с большим нетерпением. По крайней мере, ее будущие ученики.

Да и как не ждать? Ведь молодой учительнице будет не только что рассказать ученикам на уроках, но и что показать. Наглядные методические, так сказать, пособия у нее – на загляденье. На журнал «Playboy» они, может быть, и не тянут, но для школы в самый раз.

Вот где будет настоящий фурор – на уроках Рады Романовой! Правда, я не уверен, что ученики будут отлично знать ее предмет. Но в другой науке они уж точно поднатореют!

Хотя – как знать? Может быть, здесь и возможно сочетание полезного с приятным. Вдруг девушка собирается преподавать биологию? И если это так, то у этого молодого специалиста большое будущее. Не исключено, что вскоре станет преподавать в университете, который и закончила. Ее студенты получат удовольствие от учебы, а студентки наберутся неоценимого опыта. Всегда пригодится и в жизни, и в будущей работе.

А вот в Казахстане до сих пор предпочитают старые методики преподавания. Но вот что удивительно: даже с учетом этих старых методик казахстанские выпускники котируются в российских вузах выше россиян.

И секрет, мне кажется, кроется в наших учителях. Свой предмет они умеют донести до школьников без всяких новых и оригинальных наглядных материалов, которых, к сожалению, нашим школам ох как не хватает!

Да что там говорить! У нас даже учебники с ошибками!

Но, видимо, такой уж у нас особенный путь.

Олег ПОЛИВОДА

Источники: Tengrinews.kz, «Хабар 24», NUR.KZ