Круглый стол
В Лисаковском городском суде состоялось заседание «круглого стола», на котором обсуждались вопросы медиации.
Для тех, кому, может быть, незнакомо это слово: медиация – форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны – медиатора (посредника).
Впрочем, все это должно быть хорошо известно, потому что закон «О медиации» принят в Казахстане еще в 2011 году. Но в настоящее время в Лисаковском городском суде реализуется пилотный проект, когда медиаторами становятся судьи и пытаются примерить стороны: истцов и ответчиков.
Следует отметить, что есть и непрофессиональные медиаторы – люди с большим жизненным опытом, которые тоже могут быть посредниками по разрешению споров. Но, по мнению адвоката Ольги Сумовской, зачастую им не хватает юридических знаний. И это становится проблемой. Так что судебная медиация значительно эффективней.
У меня, правда, сразу возник вопрос: а как именно проводится судебная медиация? Например, адвокат или юрист может сразу сказать своему клиенту, каковы у него шансы на выигрыш в судебном противостоянии, на чьей стороне закон. Судья же этого делать не имеет права, потому что, если дело все-таки дойдет до суда, как бы предвосхищает свое решение. После чего одна из сторон может обвинить судью в предвзятости.
«А мы и не говорим истцам и ответчикам, кто прав, а кто нет, – ответила судья Жанна Дандыбаева. – Мы действительно не имеем права этого говорить. Мы лишь помогаем сторонам найти компромисс, когда все решается путем взаимных уступок».
Кроме того, если примирить стороны не удалось и дошло до судебного разбирательства, это дело уже будет рассматривать другой судья.
К слову, адвокаты, которые присутствовали на этом заседании, разошлись во мнениях относительно медиации. Так, Инна Ковшун считает, что медиация – это лишь дублирование судебного процесса, когда стороны заключают мировое соглашение. А вот Ольга Сумовская уверена в большой пользе медиации. Один из аргументов: когда начинается судебный процесс, стороны начинают обвинять друг друга в различных грехах – и после этого зачастую примирение уже невозможно. Другое дело – медиация, когда вопросы решаются мирно и наедине. Бывает и так, что люди просто не желают выносить на всеобщее обозрение какие-то семейные тайны. И благодаря медиации тайны остаются тайнами.
«Часто просто прийти на процесс – это для человека уже психологическая травма. А после того, как они поговорят с медиатором, уходят домой со спокойной душой, – добавила Жанна Дандыбаева. – При этом примириться до суда всегда выгоднее, чем судиться. Это экономия и времени, и денег: не надо тратиться на представителя, платить госпошлину».
Она привела пример: недавно было заключено медиативное соглашение, когда человека восстановили на работе в КСП и еще выплатили компенсацию – 800 тыс. тенге. Руководство кооператива приняло во внимание заключение инспектора труда, что уволили человека незаконно. И не стало судиться, согласившись на минимальные потери.
Также был иск о разделе имущества бывших супругов на общую сумму более 75 млн. тенге. И здесь вопрос решили мирно, без судебного разбирательства.
Случается, что после беседы с судьей-медиатором люди вообще отказываются от исков. Жанна Дандыбаева вспомнила, как женщина собиралась разводиться с мужем. Но поделилась своими проблемами и вдруг заявила, что разводиться передумала. Оказывается, не такой уж и плохой у нее муж.
«Часто с истцом и ответчиком, чтобы заключить соглашение, приходится встречаться и по два, и по три раза», – сказала Жанна Дандыбаева.
Теперь можно подвести итоги. Итак, преимущества медиации следующие.
Во-первых, это участие сторон в выработке и принятии решения. При разрешении конфликта в суде, сторонам лишь предлагается возможность представлять доказательства и отстаивать свою позицию. При вынесении решения одна из сторон в любом случае останется в проигрыше. Проведение медиации дает возможность сторонам самостоятельно разработать соглашение, устраивающее обе стороны.
Во-вторых, сохранение добрых отношений между участниками конфликта. Судебная процедура – это всегда большой стресс для сторон. Страх проиграть дело может выразиться в агрессивном поведении к другой стороне. Каким бы ни было судебное решение, конфликт между сторонами лишь усугубится и негативно повлияет на их дальнейшие отношения.
В-третьих, экономия времени и денежных средств. При медиации стороны могут сами выбрать удобное для них время проведения процедуры, что немыслимо при судебном порядке разрешения спора. Время рассмотрения конфликта зависит исключительно от желания и намерения сторон и не ограничено жесткими условиями, как в суде. Более того, стороны не тратятся на услуги представителей, государственную пошлину и прочие издержки.
В-четвертых, конфиденциальность. Зачастую для сторон наиболее важно сохранение деловой репутации и доброго имени, особенно при разрешении корпоративных споров. Безболезненный выход из конфликтной ситуации может быть обеспечен путем проведения медиации.
Процедура медиации может быть применена в семейных, трудовых, корпоративных, коммерческих, межкультурных, религиозных спорах, школьных конфликтах, в криминальном споре между потерпевшим и правонарушителем, когда речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести.
И люди начинают это понимать. Всего с 3 января 2019 года судьям-примирителям Лисаковского городского суда передано 256 исковых заявлений, из них заключено 31 медиативное соглашение и 2 мировых соглашения. По медиативным и мировым соглашениям возвращена государственная пошлина на сумму 79 тыс. 636 тенге.
Олег ПОЛИВОДА