Читай, город

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин не только писатель, но и литературовед, доктор филологических наук. Свою докторскую диссертацию по теме «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI—XV вв.)» он защитил в 2000 году. И после этого стал писать романы.

В 2006 году вышел его роман «Похищение Европы», который критики не заметили. Но это была, если можно так выразиться, проба пера.

А вот роман «Соловьев и Ларионов» в 2010 году вошел в шорт-листы премии «Большая книга» и Премии Андрея Белого.

В этом романе два героя: генерал Ларионов и историк Соловьев, который пишет диссертацию о личности генерала. Или, скорее, псевдодиссертацию: на протяжении всего романа автором даются ссылки на источники, причем, большинство из них – несуществующие труды несуществующих авторов. Парадоксально, но читатель охотно верит, что читает отрывки из реальных документов. Да и как не верить, если есть еще и ссылки. Причем очень подробные: с указанием страниц, откуда взят материал.

Многие критики называют Евгения Водолазкина блестящим стилистом: «Он точно знает, когда и на что нужно сделать акцент, как сделать так, чтобы читатель стал непосредственным участником событий, а действия, выполняемые героями, стали понятны каждому».

Но настоящую славу – и не только российскую, но мировую – Евгению Водолазкину принес роман «Лавр». Достаточно перечислить только премии, которые Евгений Водолазкин получил за этот роман: премия «Большая книга», премия «Ясная Поляна», премия конвента «Портал», итальянско-русская Премия Горького (Сорренто), шорт-листы премий «Национальный бестселлер», «Русский Букер» и «НОС».

А по версии газеты Guardian, роман Евгения Водолазкина «Лавр» вошел в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге.

Хотя почему именно о Боге? Действие романа происходит в средневековой Руси в XV-XVI веках, а главный герой – травник Арсений, обладающий целительными способностями, выросший у деда Христофора, грамотея и ведуна. Его тайная возлюбленная, невенчаная жена Устина умирает во время родов, их сын погибает в утробе. Арсений, сокрушаясь, что Устина умерла из-за него и без причастия, стремится искупить грех и отмолить ее душу, посвятив ей свою жизнь. С неослабевающей любовью к Устине он в течение своей долгой жизни становится странствующим травником, исцеляющим людей, юродивым, принявшим имя своей возлюбленной, путешествует паломником в Иерусалим и обратно, постригается в монахи, а потом в схиму, приняв имя Лавр.

Роман «Лавр» написан на современном русском и древнерусском языках. По утверждению филолога С. Друговейко-Должанской, которую книга восхитила, герой «Лавра» «на протяжении едва ли не одного буквально монолога» говорит то на «чистейшем древнерусском…, то на среднесоветском…, то на раннепостинтеллигентском».

Иной человек прочитает этот краткий пересказ сюжета и подумает: какая скучная книга! Но, поверьте, она таковой не является и читается на одном дыхании. И даже вот это «чистейший древнерусский» как-то не замечаешь.

Вот и Т. Морозова в рецензии для журнала «Знамя» отметила удачно выбранный Водолазкиным тон повествования, в котором нет «картонной архаики, «древнерусской тоски» и тяжеловесного резонерства». По ее мнению, «автору удается соединить редкую для серьезной литературы занимательность с интеллектуальным и духовным началом».

Еще одно высказывание о романе «Лавр»: «Виртуозное знание русского языка, в том числе и древнерусского, позволило автору написать не просто роман о жизни, а настоящий роман-житие «Лавр». Несмотря на нелюбовь к историческим романам, Водолазкин умело смешивает различные эпохи и языковые стихии».

Интересно, что сам Евгений Водолазкин своего «Лавра» назвал «неисторическим романом»…

«Говорил ей: в холода носи шапку, иначе отморозишь уши. Посмотри, говорил, сколько сейчас прохожих без ушей. Она соглашалась, мол, да-да, надо бы, но не носила. Смеялась над шуткой и продолжала ходить без шапки. Такая вот картинка всплыла в памяти, хотя о ком здесь идет речь – ума не приложу.

Или, допустим, вспомнился скандал – безобразный, изнурительный. Непонятно где разыгравшийся. Обидно то, что начиналось общение хорошо, можно сказать, доброжелательно, а потом слово за слово все переругались. Главное, самим же потом стало удивительно – почему, зачем?

Кто-то заметил, что часто так бывает на поминках: часа полтора говорят о том, каким покойник был хорошим человеком. А потом кто-то из пришедших вспоминает, что был покойник, оказывается, не только хорошим. И тут, как по команде, многие начинают высказываться, дополнять – и мало-помалу приходят к выводу, что был он, вообще-то, первостатейным мерзавцем», – так начинается другой уже роман Евгения Водолазкина «Авиатор».

Главный герой романа Иннокентий просыпается в больничной палате и ничего не может вспомнить о своем прошлом, однако периодически он видит сны о событиях начала 20 века. При этом на улице 1999 год, что не может не удивлять врача и самого пациента…

Потом вдруг выяснится, что Иннокентий «пришел» в 1999 год из прошлого. Но как с этим жить? Тем более что происходят не только нравственные, но и физические изменения…

Имя Иннокентий своему герою Водолазкин выбрал не случайно: оно означает «невинный», и, впоследствии, как узнает читатель, он действительно оказывается невинной жертвой всех описываемых в книге событий.

Премиями этот роман тоже не обделили: премия «Большая книга», историко-литературная премия «Клио», шорт-листы премий «НОС», «Писатель XXI века» и Премии им. Аркадия и Бориса Стругацких.

А по версии газеты Metropolis, роман Водолазкина «Авиатор» возглавил топ-10 книг, изданных в Румынии в 2017 году.

И, наконец, последний пока роман Евгения Водолазкина «Брисбен». Как сказано в аннотации, он «удивит небывалой мелодичностью языка, недосягаемым совершенством литературного текста, искренней интонацией».

Главным героем романа на сей раз стал гитарист-виртуоз Глеб Яновский. Он родился в Киеве, учился в украинской школе, высшее образование получил на филфаке в Ленинграде, но осел в Германии, на родине жены.

Достигнув музыкального олимпа, Глеб сталкивается с начальными симптомами болезни Паркинсона. Для музыканта это не просто катастрофа, это – крушение, бесповоротное и безвозвратное. Одновременно, некий питерский писатель Нестор(!) добивается права написать биографию Глеба…

А откуда взялся Брисбен? Этот далекий австралийский город на другом конце света – несбыточная мечта. Место «где нас нет» и где хорошо…

Главная идея всех книг Водолазкина — «времени не существует, все едино и связано со всем». В своих произведениях он стремится передать это отсутствие времени, связь событий, произошедших когда-то давно с тем, что мы наблюдаем сегодня. Автор не раз называл ХХ век — самым драматичным в истории России, а предреволюционный и постреволюционный периоды — временем для серьезных размышлений.

Можно еще сказать о том, что в рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, Евгений Водолазкин занял 25-е место – самое высокое среди ныне живущих авторов.

Олег ПОЛИВОДА