Полный абзац

ГОД ВОЛОНТЕРА

2020 год объявлен в Казахстане годом волонтера. И я уже предвкушаю, с каким удовольствием потрудимся мы – разумеется, бесплатно – во благо общества! Тем более что нам не привыкать: учитывая размеры наших зарплат, мы вынуждены констатировать, что год волонтера для нас начался давным-давно и сильно затянулся. И когда он наконец закончится, никто не знает.

Но теперь все будет без обмана, то есть официально. Вот и Президент страны Касым-Жомарт Токаев призвал казахстанцев иногда работать бесплатно.

И речь здесь даже не только о бюджетниках и студентах: иногда работать бесплатно – это их священный долг и, можно даже сказать, прямая обязанность. И они вполне это осознают и никогда не уклоняются от исполнения своего святого (не путать с супружеским!) долга.

Впрочем, как передает NUR.KZ, волонтерство не будет просто «бесплатной работой». Например, студенты-волонтеры будут получать повышенную стипендию. А студенты, которые учатся в вузах платно, смогут частично «оплачивать» волонтерскими часами свою учебу. Если, конечно, с такими условиями согласятся учебные заведения. В чем я, честно сказать, сильно сомневаюсь.

Но зато государство обещает выдавать гранты для развития волонтерства! Кроме того, волонтерство будет засчитываться как реальная работа – все часы будут записаны как трудовой стаж.

Выбор большой: волонтеры могут помогать детским домам, домам престарелых, ухаживать за больными в медучреждениях, очищать различные объекты и территории от мусора, помогать в проекте по поиску документов к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Но Президент пошел еще дальше и обратился также к чиновникам и сотрудникам национальных компаний. И призвал их иногда тоже работать бесплатно – безвозмездно тратить несколько часов для помощи людям.

Правда, чиновники и сейчас тратят несколько часов для помощи людям – работа у них такая. Не бескорыстно, разумеется, а за зарплату. Но в следующем году, видимо, придется изредка и бескорыстно. Хотя, как это будет оформлено по документам, я пока с трудом представляю. Может быть, некоторые дни будут объявляться субботниками на рабочем месте? Что тоже неплохо, потому что – экономия для бюджета. Лишь бы в такие дни размеры взяток не возросли многократно! А то получится, как в поговорке: кому – война, а кому – мать родна.

Но, согласитесь, Касым-Жомарт Токаев сделал чиновникам предложение, от которого невозможно отказаться. И вовсе не потому, что это предложение такое уж выгодное. Но ведь от кого оно исходит! Разве кто-то посмеет не услышать Президента?

Вот только некий пользователь под ником Кеша оставил следующий комментарий: «Значит, бесплатно. А кормить-то будут? Жилье дадут?»

А этот Кеша случаем не сотрудник национальной компании? Похоже на то, ибо даже в год волонтера не в состоянии он обуздать свой аппетит…

НОВАЯ ТРАДИЦИЯ

Четырехкратная чемпионка мира по шахматам в разных возрастных категориях, международный гроссмейстер Динара Садуакасова накануне Дня независимости провела в мажилисе сеанс одновременной игры на 18 досках. Ее соперниками были казахстанские парламентарии, а также депутаты из Армении, Кыргызстана, Молдовы.

Как передает NUR.KZ, выступая на открытии сеанса одновременной игры, председатель мажилиса Нурлан Нигматулин сообщил о новой традиции: теперь перед Днем независимости будут проводиться встречи с именитыми спортсменами, которые прославили Казахстан своим трудом и своими спортивными подвигами.

«Шахматы находятся в особом ряду, потому что это не просто игра. Шахматы – это целое искусство, в котором преобладают и аналитика, и большая работа, и талант. Думаю, что недалек тот день, когда этот вид спорта будет включен в нашу обязательную программу для школьников – это очень нужно для их развития. Я уверен, что шахматы – это хорошее подспорье и для больших проектов, потому что это тот вид спорта, который заставляет делать правильные ходы, что нужно не только в спорте, но и в жизни», – философски отметил Нурлан Нигматулин.

Ну, с шахматами, положим, все понятно: всегда можно найти депутатов-шахматистов для сеанса одновременной игры. А если кто-то и не умеет играть в шахматы, то ведь отлично знает правила игры в Чапаева: щелк, щелк – и в дамках. В конце концов, можно под столом и кулак показать гроссмейстеру.

Но если вдруг придет лыжник? Это что же прикажете: депутатам на лыжи встать? Так ведь в Казахстане и без того хватает «лыжников»: по 20 тысяч человек в год совершают побег из страны. А тут еще и депутаты подадут плохой пример!

А если, прости Господи, придет чемпион по спортивной гимнастике? Как его встречать в мажилисе, какими спортивными достижениями удивить? И где на каждого депутата найти индивидуальные брусья и кольца? Хотя с конями, конечно, попроще.

Лучше уж встречать чемпиона по гимнастике художественной: если и не булавами, то бюджетом пожонглировать сможет каждый слуга народа. Депутаты Армении, Кыргызстана и Молдовы не дадут соврать!

А уж кого точно нельзя приглашать в мажилис, так это боксеров, коими так богата земля казахстанская. Разумеется, и боксер может дать «сеанс одновременной игры», но это будет очень быстрый сеанс. Никакого удовольствия не успеешь получить от такого сеанса.

Но в целом новая традиция – замечательная, безусловно, традиция. Хотя и спорная.

В БАГДАДЕ ВСЕ СПОКОЙНО

3 декабря 2019 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обнародовала результаты PISA-2018 – исследования, которое оценивает знания 15-летних школьников из разных стран по трем направлениям грамотности. И, как сообщает NUR.KZ, уровень знаний учащихся в Казахстане оказался намного ниже средней планки.

Подобные тесты проводятся один раз в три года. И грамотность подростков оценивают по трем критериям: читательскому, математическому и естественнонаучному. В 2018 году преобладала читательская грамотность. И результаты Казахстана таковы: читательская грамотность – 387 баллов, математическая – 423 балла и естественнонаучная грамотность – 397 баллов. А вот средние показатели: 487, 489 и 489 баллов соответственно.

Тут бы нам и возмутиться: дорефрмировались, вашу мать! Но, как говорилось в старом фильме, в Багдаде все спокойно. Хотя сейчас правильнее будет сказать: в Багдаде все спокойны.

По крайней мере, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, прокомментировавший результаты тестов в своем личном аккаунте в сети Facebook, по этому поводу сильно не переживает.

По словам министра, основным назначением теста является не проверка академических знаний, как таковых, а выявление уровня функциональной грамотности – умения применять полученные знания на практике, критически мыслить и анализировать информацию.

Далее министр дипломатично промолчал, но выводы мы можем сделать и сами. Вот уж поистине: а нам это надо? Если наши школьники не умеют критически мыслить и анализировать информацию, то тут надо не сокрушаться, а радоваться! Растим истинных граждан демократической страны!

А умение применять полученные знания на практике – вообще ни в какие ворота! Этак придешь к абсолютно порочной мысли, что можно прожить без подсказок и указующего перста начальника.

Между прочим, Асхат Аймагамбетов даже отметил, что в министерстве были готовы к таким низким цифрам. И назвал причины такой готовности. Хотя, согласитесь, мог «сказать пароль»: послать эти тесты куда подальше и заявить об особом пути казахстанского образования.

А причины следующие.

Во-первых, впервые для Казахстана тест брался в компьютерном формате без возможности вернуться к предыдущим вопросам для их доработки.

То есть, как я понимаю, преподаватели не могли вмешаться и доработать вопросы школьников. А так бы мы могли судить, умеют ли и сами казахстанские педагоги критически мыслить и анализировать информацию.

Во-вторых, новая система образования, призванная повысить уровень знаний школьников, еще не успела коснуться целевой группы теста – 15-летних подростков. Результативность новой системы ожидается увидеть по данным грядущих тестов в 2021 и 2024 годах.

В общем, реформа образования несколько затянулась, из-за чего мы отстали от прогресса. Но у нас все впереди. Новая система образования нам обязательно поможет! Если, конечно, не помешает!

В-третьих, половина участвовавших школьников от Казахстана были учащимися 9-го класса, тогда как по миру, в основном, подавляющее большинство — ученики 10-го класса.

Ну, здесь все настолько понятно, что и говорить не о чем. Хотя я, честно, сказать, не совсем понял: почему половина наших участников – девятиклассники, а по всему миру в основном – десятиклассники? Много у нас второгодников, что ли? И что это означает – в основном? Может быть, тоже примерно половина?

И, наконец, главный аргумент: уровень знаний детей, обучающихся в НИШ (Назарбаев интеллектуальные школы, если я правильно расшифровал эту аббревиатуру), оказался заметно выше: 551, 554 и 526 баллов по читательской, математической и естественнонаучной грамотности соответственно. Это соответствует показателям лидеров списка ОЭСР.

Хотя последний аргумент не сильно-то и убеждает. Надо полагать, и учащиеся из других стран учатся не в Назарбаев интеллектуальных школах. Тем более что в других странах таких школ и нет. Если сравнивать результаты их и наших учеников, то там все школы интеллектуальные.

Как бы там ни было, но, по словам министра, неутешительные данные не должны стать поводом для поспешных выводов.

Он также отметил, что предоставленные аналитические данные неполны, однако уже на данном этапе в министерстве понимают необходимость комплексного подхода для решения проблем и задач, стоящих перед ведомством.

Результаты, как признает министр, уже показывают необходимость внесения изменений в школьное образование.

Все бы и ничего, но последняя фраза меня сильно напрягает, а педагогов, как я догадываюсь, и подавно! Это что же получается: надо ожидать очередную реформу образования?

Олег ПОЛИВОДА

Источник: NUR.KZ