«Стучите», господа, «стучите»!

Ситуация, однако…

Уже несколько раз поступал мне от жителей Лисаковска, так сказать, социальный заказ: напишите о водителях, которые на большой скорости гоняют и по дорогам, и внутри микрорайонов.

Я человек дисциплинированный и привык исполнять указания. Но заказ-то есть, а о чем писать? Я вот убежден, что большинство лисаковских водителей – вежливые водители. По крайней мере, когда я начинаю соревноваться с ними в вежливости, то почти всегда проигрываю.

Я имею в виду пешеходный переход, если что. Перед тем, как вступить на него, я всегда останавливаюсь, пытаясь пропустить водителей. Но и они останавливаются тоже. И я уступаю – приходится идти первым.

Понятно, что с моей стороны это элементарная осторожность. Ведь если бы я стал соревноваться с водителями в наглости, то вряд ли писал бы эти строки. В лучшем случае, диктовал бы их. Потому что было бы как в песне Владимира Высоцкого «Баллада о гипсе»: «Вот лежу я на спине – загипсованный, каждый член у мене – расфасованный по отдельности, до исправности – все будет в цельности и в сохранности!»

А вот со стороны водителей это уже вежливость. Хотя, возможно, осторожность здесь тоже отчасти присутствует. Кому хочется платить большие штрафы за нарушения правил дорожного движения?

Но иногда случаются и накладки. Не так давно на меня на переходе едва не наехал автобус. И дело вовсе не в том, что мне надоело быть вежливым, и потому я сам выскочил под колеса. Как обычно, я хотел автобус пропустить. Но и он стал притормаживать и почти остановился. К тому же, мне навстречу по «зебре» уже шла женщина. Вот и я пошел. А автобус почему-то поехал. То ли у водителя что-то переклинило. То ли он внимательно ко мне присмотрелся, и мое выражение морды лица ему категорически не понравилось. А может, водитель определил мой возраст и пришел к выводу: дескать, пожила старушка, пора и честь знать.

И пришлось мне срочно устанавливать мировой рекорд по прыжкам в сторону, а водителю тормозить, чтобы этот рекорд был зафиксирован. Но вы представляете, как бы я разочаровался в лисаковских водителях и в их вежливости! Если бы, конечно, успел разочароваться.

И утешило бы лишь то, что инцидент случился во время моего рабочего дня. Считалось бы травмой на производстве. С последующей денежной компенсацией. Хотя утешение, надо признать, так себе. И не столько для меня, сколько для моих родственников.

А потому – да, чего уж там спорить! Иногда гоняют на большой скорости, совершают и другие нарушения. Например, не всегда и не все включают сигнал поворота при совершении маневра, нарушают правила парковки, да и по мобильному телефону многие водители во время движения, что скрывать, все же разговаривают. И даже на наших малочисленных светофорах некоторые умудряются иногда проскочить на красный свет. Вот даже открыл я последний номер газеты «Бизнес-Пресс-Лисаковск»: 27 нарушений по линии дорожной полиции! За неделю! Ежегодно случаются в нашем небольшом городе ДТП с травмами и даже с гибелью людей.

Особая тема – пьяный водитель за рулем. Как-то сотрудник полиции показал мне на штрафстоянке старенький и побитый «москвич» и предупредил: «Увидите на улице эту машину – держитесь от нее подальше! Ее водитель уже не раз попадался пьяным. Его и прав лишили, но это его не останавливает!»

К слову, информация о двух-трех задержанных пьяных водителях тоже каждую неделю звучит на оперативном совещании в городском акимате. А сколько их не задержали?..

Правда, наказание за пьяное вождение ужесточено. Это наверняка даст положительный эффект, но вряд ли полностью сделает наши дороги безопасными.

Но как тогда бороться с различными нарушениями? Убеждать нерадивых водителей? Но как их убедить, если их даже немалые штрафы не убеждают?

Или, может быть, они не убеждают лишь потому, что нет в нашей стране такого понятия, как «неотвратимость наказания»? Настоящий джигит всегда пролетит на красный свет или пьяным сядет за руль хотя бы потому, что уверен: ему ничего за это не будет! Попробуй поймать абсолютно всех! Как любят у нас говорить, на каждом перекрестке полицейского не поставишь.

От себя добавлю: можно лишь положить. Но и лежачий полицейский далеко не всегда способен остановить джигита.

Отсюда напрашивается вывод: помощь полиции должны оказывать жители. Ведь все просто: увидел нарушение, зафиксируй номер автомобиля, сообщи!

В Германии, которая славится своим порядком, люди так и делают. Давным-давно мне рассказывали историю, как бывший наш соотечественник уехал в Германию и стал работать водителем. За расход бензина отчет с него не спрашивали, а остатки постоянно оставались. И что с ними делать? Наши люди прекрасно знают, что: сливать для собственных нужд. Вот и этот водитель заехал за угол и стал сливать бензин из бака в канистру. Тут же с включенными сиренами примчалось несколько полицейских автомобилей и окружили водителя, как преступника. Причем, проблема заключалась не в том, что человек ворует. А в том, что сливает бензин на улице города и тем самым наносит вред экологии.

Откуда полиция узнала? А кто-то увидел и сообщил! Поэтому в Германии и порядок: зоркие граждане не привыкли помалкивать!

Но мы к этому не привыкши. Как же – «стукачество»! Мы ведь все служили в армии, а там старослужащие солдаты сразу же объясняли каждому «духу», то бишь новобранцу: «Стучать» на своего товарища – последнее дело!» И для убедительности добавляли еще несколько емких слов, которые на телевидении обычно запикиваются. Иногда, объясняя, «деды» эмоционально жестикулировали, отчего неловкие «духи» случайно падали на пол и получали различные увечья.

Те же, кто все-таки осмеливался «стучать», становились изгоями в дружном солдатском коллективе.

Но постепенно культура немецкого народа приживается и на нашей почве. Недавно вышел я из своего кабинета на улицу. Мимо меня прошел незнакомый мужчина и, смеясь, сказал: «Ну, попал мужик на 26 тысяч тенге!»

Я сразу и не понял, что он имеет в виду. А потом заметил возле магазина иномарку, припаркованную на стоянке для инвалидов. И этот автомобиль во всех ракурсах снимал человек с тросточкой на свой мобильный телефон.

Вскоре вышел из магазина и владелец автомобиля. Спросил у «фотографа»: в чем дело?

«А ты смотри, где стоишь!» – пояснил тот.

«Я не заметил знак», – сказал водитель.

На что последовало аргументированное возражение: «Не заметил? Ну, тогда «лови»!»

То есть дал понять, для кого предназначены эти фотографии. Полагаю, история закончилась тем, что свой штраф человек «поймал».

И разве можно этого фотографа с тросточкой в чем-то упрекнуть? Он лишь продемонстрировал, что готов отстаивать права – пусть не свои, а своих товарищей.

Так что «стучите», господа, «стучите», хотя и меру все-таки знайте! И не обращайте внимания на термины. Ибо они придуманы теми, кто игнорирует законы общества, плюет на окружающих и желает жить лишь по своим, удобным для него одного, правилам.

Олег ПОЛИВОДА

 

НАКАЗАНИЕ ЗА ПЬЯНОЕ ВОЖДЕНИЕ

В этом году в Уголовном Кодексе появилась новая статья 345-1. — «Нарушение правил дорожного движения в состоянии опьянения». Если пьяное вождение стало причиной ДТП и причинен вред пострадавшему средней тяжести, можно оказаться в колонии на срок до 1 года, а водительских прав лишиться на 10 лет.

Тяжкий вред потерпевшему государство оценило в заключение на срок до 3 лет. В случае смерти одного лица преступнику грозит до 7 лет лишения свободы. Если погибших 2 и более, наказание предусматривает 7-10 лет колонии и пожизненное лишение водительских прав.

Статья 346 Уголовного кодекса – управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, ранее лишенным прав, – по всем 5 частям подразумевает реальные сроки лишения свободы и пожизненное лишение водительских прав

Если пьяный водитель не успел причинить вред, а просто был пойман с перегаром, свободы могут лишить до 5 лет. Если же имелись тяжкие последствия, за решетку суд вправе отправить на срок от 8 до 10 лет.

Кодекс об административных правонарушениях тоже ужесточил наказание за вождение в нетрезвом виде. Арест так и остался от 15 суток, а вот прав теперь минимально лишают не на 3 года, как раньше, а сразу на 7 лет. Максимум – на 9 лет, если нарушителя поймают повторно.