Воспитание
«Лучшее средство привить детям
любовь к Отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов».
Шарль Монтескье
«Задача воспитания казахстанского патриотизма актуальна на всех ступенях образования: от дошкольного до высшего. Прививать любовь к Родине, к родной земле, к своему народу – важнейшая, ответственная, благородная миссия учителя».
Н.А.Назарбаев
Важной целью воспитания актуальным был и остается процесс формирования человека – патриота. В концепции воспитания детей дошкольного возраста отмечается, что на современном этапе фундаментом непрерывного образования и воспитания подрастающего поколения должно стать диалектическое единство трех начал: общечеловеческого, национального и интернационального.
Педагогический коллектив детского сада «Ивушка» принял этот аспект и предложил такие условия предметно-пространственной среды, учебно-воспитательного процесса, в которых ребенок начинает ощущать принадлежность к родному народу и, в то же время, сознает себя гражданином своей страны, а также субъектом мировой цивилизации, в глобальном смысле.
В детском саду «Ивушка» города Лисаковска воспитанию казахстанского патриотизма уделяется особое внимание.
Понимая стремительность нового тысячелетия, педагоги задались вопросом: обернувшись, что мы найдём в прошлом? Неисчерпаемый источник силы и мужества, пример истинного героизма! Древняя земля казахов в разное время рождала немало героев, для которых любовь к родной земле всегда оставались незыблемыми святынями, которые не жалели жизни для сохранения нравственных идеалов общества. Изучая историю страны, творческая группа педагогов предложили педагогическому сообществу авторскую игровую технологию на основе культурного наследия народов Казахстана «Жасыл Өлке». Это педагогическое открытие, к слову сказать, уже широко распространенное среди педагогов-дошкольников области, призвано формировать у малышей понимание культурного наследия, что позволяет детям начать осмысление прошлого,что позволит развивать культуру настоящего, а значит становится маленькими патриотами большой страны.
Приобщение дошкольников к истории и культуре Казахстана происходит на занятии и в повседневной жизни. Работая по авторской игровой технологии «Жасыл Өлке»,педагоги реализуют несколько направлений:
– сюжетные линии на основе культурного наследия казахского народа для организованной учебной и свободной деятельности,
– учебно-игровые развивающие комплексы,на основе интерпретации развивающих игр,
– дидактико-методическое обеспечение.
Такой подход позволяет придерживаться ориентира патриотического воспитания, ведь детская игра по правилам героя Ер-тостика (главного героя технологии), совместная проектно-поисковая деятельность взрослых и детей по загадочным картам из старого сундука мудрой Әже, с многочисленными хитростями от Алдара Косе, художественно -литературное творчество, которое происходит в диалоге с мудрыми рассудительным Верблюдом Бота,общение с куклой Айсулу, которая знает и помогает освоить малышам правила этикета и казахского гостеприимства, творческо-продуктивная деятельность, в которой дети сами выступают проводниками к открытиям для глуповатого Айдахара.
Педагоги придумали цикл игр в рамках учебно-методического комплекта«С любовью к малой Родине», которые позволяют воспитанникам сначала узнавать любимые семейные места родного города, затем собирать пазлы достопримечательностей, узнавать здания, проектировать город будущего.
Дидактическое обеспечение,куклы-герои, выполнены педагогами и являются средствами и эстетического воспитания. Научившись видеть красоту национального костюма,дети понимают смысл орнаментального искусства, при помощи элементов орнаментов начинают самостоятельно«рассказывать» об особенностях казахстанской степи, флоре и фауне родного края, более того умеют кодировать и декодировать информацию.
Такими приемами формируются основы ценностного отношения к окружающему миру – это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма и особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Казахстана.
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой, где зарождаются первые ростки гражданских патриотических чувств.
Ольга ХОМУТОВА,
руководитель ясли-сада «Ивушка»