О мерах, направленных на совершенствование порядка оказания государственных услуг

Госуслуги

Закон «О государственных услугах» устанавливает, что одним из его принципом является постоянное совершенствование процессов оказания государственных услуг.

Такими компетенциями наделены местные и центральные государственные органы.

Отсюда следует, что государственная политика направлена на повышение качества и доступности государственных услуг.

Сравнив как было «до» и стало сейчас, можно отметить кардинальные преобразования в данной области.

За период с 2007 по 2021 годы количество государственных услуг, включенных в Реестр государственных услуг, увеличилось в 5 раз (с 132 до 698). Это позволило повысить качество услуг путем регламентации бизнес-процессов их оказания.

Только за последний год жители Костанайской области могут получить на 11 услуг больше, чем в прошлом году (в феврале 2020 года – 363 услуг, в январе 2021 – 374 услуг).

К примеру, Реестр госуслуг дополнен такими услугами, как «Выдача направления на обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес», «Оформление документов на обеспечение инвалидов услугами специалиста жестового языка для инвалидов по слуху – шестьдесят часов в год», «Оформление документов на обеспечение инвалидов техническими-вспомогательными (компенсаторными) средствами» и другими.

Отсюда следует, что ряд функций госорганов детально регламентированы, что сокращает риски нарушения прав и законных интересов граждан при получении ими материальных благ.

Из 374 услуг области 90% услуг или 338 переведены в электронный формат и предусматривают их оказание через портал (по республике всего 698 услуг из них 649 или 93% переведены в электронный формат).

К примеру, за счет подключения всех 197 аппаратов сельских округов, сел, поселков к е-лицензированию, полностью автоматизирован порядок приобретения прав на земельные участки, не требующие проведения торгов, аукционов. Указанное позволило 350 услугополучателям оформить земельные участки, не выходя из дома.

В целом в минувшем году в электронном виде оказано 91% госуслуг или 8,7 млн, что на 9% больше прошлогоднего показателя (в 2019 году – 82%, в 2020 году – 91%).

Автоматизация госуслуг положительно повлияла на качество их оказания, сократив нарушения в местных исполнительных органах в 9 раз.

С учетом этого, Департаментом Агентства РК по делам государственной службы по Костанайской области проводится анализ на предмет автоматизации оставшихся 36 услуг.

К примеру, предлагается автоматизировать выдачу жилищных сертификатов.

Инициатива обусловлена тем, что представленные гражданами для покрытия части первоначального взноса по ипотечному займу документы могут быть получены госорганами самостоятельно с информационных систем (документ, удостоверяющий личность, справка о доходах за последние 6 месяцев, справка с места работы, справка с БВУ об одобрении выдачи ипотечного жилищного займа).

Решение об одобрении выдачи сертификата должностные лица могли бы направлять в личный кабинет услугополучателя.

Это не только упростит рабочий процесс госоргана, но и сократит материальные затраты гражданина, связанные со сбором документов (транспортные расходы на доставку документов, а также сбор их копии).

В целом по сравнению с прошлым годом количество оказанных услуг в бумажном виде снижено в 2 раза (в 2019 году – 1,2 млн., в 2020 году – 632 тыс.).

Это свидетельствует о том, что население Костанайской области научилось получать государственные услуги, не выходя из дома.

К тому же современные сервисы позволили освободить от сбора всевозможных справок.

Яркое тому свидетельство проект — «Сервис третьих лиц», в рамках которого, сотрудники квазигосударственного сектора, банков второго уровня получают справки самостоятельно, не обременяя их сбором население.

Не останавливаясь на достигнутом, проводятся анализы нормативных правовых актов, регламентирующих процесс оказания госуслуг, на предмет возможной оптимизации, объединений нескольких функций в одну композитную.

Так, большинство услуг Реестра не охватывают всего жизненного цикла взаимодействия гражданина и государства, что не позволяет ему получать конечный результат.

В связи с чем, Департаментом вносятся предложения по оказанию госуслуг от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления».

К примеру, для регистрации нового объекта недвижимости гражданин вынужден посещать Государственную корпорацию несколько раз: сначала для отметки на акте приемки объекта в эксплуатацию о внесении в систему правового кадастра, затем за техническим паспортом и только потом за их государственной регистрацией.

Следует отметить, что ряд наших предложений находят отклик.

К примеру, предлагалось оптимизировать оплату за выдачу справок с наркологической, психоневрологической, противотуберкулезной организаций.

В результате указанный перечень справок сегодня население получает бесплатно, тогда как ранее их стоимость доходила до 2 тыс.тенге.

Эти и иные инициативы нацелены на повышение качества и доступности государственных услуг.

Гульнар ШАГИРОВА, руководитель Управления государственных услуг Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Костанайской области