А то отключим газ…

О ежегодных осмотрах газовиков

Максим СУШКО

Фото автора

 

В один из вечеров на минувшей неделе я пришел домой, а газа дома нет. Первая мысль, которая меня посетила: «Когда я успел пропустить июль, и наступил август?» Вторая – неужели я забыл оплатить за газ? Но ни та, ни другая мысль подтверждения в моей голове не нашли: на календаре было 29 июня, и все коммунальные услуги были оплачены. Поэтому вопрос так и оставался открытым.

Причина отсутствия газа крылась в другом – в техническом обслуживании газового оборудования. Этот осмотр проходит ежегодно, и каждый раз поражают его условия, прописанные в объявлении, размещенном на подъезде. Во-первых, не каждый может это объявление прочитать, во-вторых, обязательное присутствие жильцов в установленные день и время просто заставляет задуматься – ведь далеко не каждый может быть дома по предложенному газовиками расписанию. А у них одно решение, перефразировав известную фразу из фильма «Бриллиантовая рука»: не будете дома – отключим газ. И ведь, правда, отключили. Человек приходит домой – а газа нет. И ведь он действительно же мог не видеть объявления на подъезде: либо поздно возвращался и не заметил в темноте. Или вернулся после вахты, из отпуска, после командировки или после лечения в больнице уже после обеда, когда осмотр газового оборудования прошел. Ключи оставлять соседям, как один из возможных вариантов  для проверки, нет желания – вдруг он с ними не общается или не доверяет. А он еще и живет плюс ко всему один. И что? Вернулся домой, а газа нет! Здравствуйте, приехали.

Объявление на подъезде, информирующее о предстоящем техническом обслуживании газового оборудования, размещают газовики за 2-3 дня до осмотра. Мне кажется, что в век информационных технологий вывешивание листочка на подъезде – не единственный способ донести нужную информацию до потребителя: можно было сообщить через сайты, соцсети. Объявление может и ветер сорвать, и просто хулиганы… Тем более, что как сказала мне в телефонном разговоре специалист «КазТрансГаз Аймак» Александра, газовики ходят по квартирам с проверкой по графику, а значит он явно был составлен заранее. Неужели нельзя заранее предупредить о своем визите? Может быть, тогда потребитель и смог бы отпроситься с работы, подмениться с кем-то на обозначенный день и время. Да и даже если бы не смог – неужели надо сразу принимать кардинальные меры, отключая газ? Такой ход специалисты РЦКУ, осуществляющие проверку газового оборудования, объясняют тем, что в ходе опрессовки газопровода были выявлены неисправности и утечка газа. И подключать его – не безопасно. «Повторный пуск не произведен по причине падения давления в газопроводе», – значилось в объявлении на подъезде. И газ не подключили в квартирах по тем стоякам в подъезде, где хотя бы в одной квартире не присутствовал владелец.  И без газа остались не только жильцы тех 12 квартир, где никого на момент  проверки не было, а все жители подъезда. То есть даже если ты был дома, то если твой сосед, проживающий ниже или выше по стояку, отсутствовал, то пострадаешь и ты! И даже 30 июня, когда была назначена повторная проверка, газ не всем подключили – снова не все смогли отпроситься с работы. Лишь 1 июля все жители нашего подъезда снова получили голубое топливо и смогли приготовить еду. «А как вы собираетесь в августе жить без газа?» – спрашивала у меня Александра по телефону. Сравнивать август, когда почти вся область на две недели останется без газа, и все знают об этом заранее, и внезапно пропавший газ, думаю, не стоит. Ведь пока может не у всех есть электроплиты, мультиварки, а кушать хочется всегда…

«Мы два года уже так работаем: если нет жильца, то сразу отключаем стояк от газа», – пояснила мне Александра. Молодцы, что хоть работаете, но это вовсе не означает, что это правильный и единственно верный способ?

Кстати, когда 1 июля до обеда газ в плиты стал снова поступать, вечером мои соседи боялись заходить в подъезд – на 4 этаже, между прочим, по тому стояку, где находится моя квартира, произошла утечка газа – порвался шланг. К счастью, все обошлось без происшествий и жертв – газовки быстро устранили неполадку.

Хочется верить, что в следующем году, газовики что-то пересмотрят в своей работе, и потребителей, которые исправно платят за газ, без него не оставят.

P.S. В дополнение к газовой теме хочется добавить, что уже на этой неделе общение со специалистами «КазТрансГаз Аймак» продолжилось. В августе, оказывается, подходит срок поверки моего газового счетчика. Только вот незадача – он старый, и поверке не подлежит. А значит надо приобретать новый. Плюс менять шланг и устанавливать счетчик. Так что, помимо внесенных 1900 тенге за ежегодное техобслуживание, скоро пополню кассу монополиста еще на 10 тысяч тенге. Вот тебе и экономия от использования газового счетчика.