Актуальное интервью

От заочного обучения к онлайн площадкам

В июле министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев озвучил очередное грядущее новшество в системе образования – с 1 января 2019 года в Казахстане отменяют заочную форму обучения, а вузы самостоятельно будут определять стоимость обучения. Новость об этом разлетелась моментально и стала одной из самых обсуждаемых в стране среди всех слоев населения. Поскольку эту форму получения знаний выбирают люди разных возрастов.

Эхо таких нововведений дошло и до Лисаковска. За комментариями мы обратились к руководителю Центра дистанционного обучения и Массовых открытых онлайн курсов РИИ Лилии ЛЕСКОВОЙ.

– Лилия Гербертовна, в средствах массовой информации имеется противоречивая информация по поводу отмены с 1 января 2019 года заочной и вечерней формы обучения. Не могли бы Вы дать пояснения, по этому вопросу?

Сегодня (13 августа – ред.) я была на связи с проректором нашего института, которая находится на коллегии в Министерстве образования и науки. Она получила ответы на все вопросы, которые возникли у нас в связи с отменой с 1 января 2019 года заочной и вечерней формы обучения. Однозначно, заочное и вечернее обучение отменяются.

– Интернет пестрит обсуждениями: что будет с теми, кто уже учится по этим формам обучения или поступил в этом году?

Те, кто учится или те, кто только поступил в этом году, смогут продолжить обучение по выбранной форме до получения диплома. То есть, министерство дает возможность высшим учебным заведениям подготовиться к внедрению дистанционной формы обучения.

– Как Вы считаете, отмена заочной формы обучения не ущемит права граждан Казахстана, желающих постоянно повышать свой образовательный уровень и получать возможность карьерного роста или второй специальности, востребованной на рынке труда?

Ни в коем случае. Все эти меры направлены на улучшение качества казахстанского образования. Заочная форма обучения предполагает выход студентов на сессию, а это как минимум 50 дней в году. Это, как Вы понимаете, создает неудобства работодателям и вызывает неудовлетворенность работником. Такая продолжительность отсутствия работника (студента ВУЗа) на рабочем месте мешает производственному процессу. Студент, обучаясь на сессии, теряет в заработной плате (а за многими уже стоит семья). Поэтому студент старается любым путем сократить свое время пребывания на сессии, не прослушав полный курс лекций, пытается кое-как сдать экзамены. Что скрывать, среди студентов существует такое понятие как «развести экзамены». То есть, они пытаются совершить коррупционные деяния, заплатив кому-нибудь и получить «липовый допуск». В нашем институте ректор борется с этим. У него есть блог. Но Вы же понимаете, что на него будут обращаться только те, у кого «вымогают», а не те кто «предлагает». За ходом сессии осуществляет контроль специально созданная комиссия. Но на качество знаний это, к сожалению, не оказывает положительного влияния.

В связи с этим в ноябре прошлого года ученым советом нашего института принято решение перевести на онлайн обучение четыре специальности, которые особенно востребованы на рынке труда Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Среди них: «Горное дело», «Информационные системы», «Строительство» и «Электроэнергетика». С любой точки мира студент без выезда на сессии в любое время суток может войти на онлайн площадку и изучить ту или иную тему и сдать тесты. Контроль за качеством знаний будет осуществляться через тестирующие комплексы онлайн площадки. Студенты, обучающиеся на онлайн площадке РИИ, на основании выданных сертификатов по каждой дисциплине будут допущены к государственным экзаменам и к защите дипломной работы.

– Тогда возникает другой вопрос: как обучение на онлайн площадке скажется на качестве обучения? А вдруг вместо студента РИИ, к примеру, за компьютером будет сдавать тесты кто-то другой?

Очень хороший вопрос. Я начну тогда не с тестов, а со структуры онлайн площадки.

Студент входит на онлайн площадку под своим паролем. Выбирает нужную дисциплину и открывает модуль 1 (другими словами, первую тему). В соответствии со структурой площадки у него отрывается видеолекция. И если студент ее не прослушает, то он не сможет пройти на этап просмотра презентации. Не просмотрев презентацию, студент не сможет открыть электронный конспект по изучаемой теме. Не изучив конспект, он не сможет открыть указания к самостоятельным и лабораторным работам. А не выполнив их, студент не будет допущен к тестированию. Тесты по теме включают всего 15 вопросов. Ответив на них правильно, студент сможет перейти на другой уровень – второй модуль, который повторяет все действия, совершенные по предыдущему модулю. Количество модулей соответствует количеству тем по дисциплине. После успешной сдачи тестов по всем модулям, сдаются тесты, состоящие из сорока вопросов. Ответив на них, студент автоматически получает сертификат.

– Все понятно за исключением одного: кто распознает, студент ли сдает тесты?

На онлайн площадке установлена система идентификации личности, в основу которой заложена специальная Skype-программа. Только студент открывает тесты, его снимают на камеру, которая оснащена системой распознания личности.

– И когда это будет внедрено в РИИ? И что должен сделать для этого студент?

Уже с 1 сентября 2018 года на онлайн площадке РИИ будет организован образовательный процесс по перечисленным выше специальностям. Для первого семестра все готово. Проделана большая работа с декабря прошлого года. Наш Центр подготовил информационно-техническую составляющую, а профессорско-преподавательский состав института – методическое наполнение площадки.

Студент должен поступить в институт, доказав что он имеет возможности и желание для обучения. Не имея элементарных знаний, в век цифровизации, сами понимаете, конкурентоспособного специалиста подготовить нельзя.

– Благодарим Вас, Лилия Гербертовна, за развернутые ответы.

Максим СУШКО