Алексей Иванов

Продолжаем знакомить читателей с писателями

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

Может быть, кто-то еще и помнит (в чем я сильно сомневаюсь, потому что у меня самого здесь уже имеются провалы в памяти), но свою рубрику «Читай, город» я начал с рассказа о писателе Алексее Иванове.

Зачем же повторяться? А дело в том, что с того времени было опубликовано два новых романа Иванова – «Пищеблок» и «Тени тевтонов». А по «Пищеблоку» даже успели снять сериал. Что лишь доказывает: Алексей Иванов – популярный писатель. Но его книги того заслуживают.

«Пищеблок» – это роман о подростках. Хотя многие, роман успевшие прочитать, могут мне возразить: это книга о вампирах. Но тут уж кому как больше нравится.

Роман состоит из пяти частей, каждая из которых разбита на 12 глав. Действие разворачивается в пионерском лагере «Буревестник» на берегу Волги в окрестностях города Куйбышева во время Олимпиады-1980. В лагерь прибыла очередная смена пионеров и вожатые из числа студентов. На территории лагеря также проживает в отдельном доме ветеран Гражданской войны Серп Иванович Иеронов, почетный шеф лагеря.

Все идет своим чередом, пока Валерка Лагунов, один из пионеров, не становится свидетелем того, как его сосед по комнате, Лева Хлопов, пьет кровь у спящего мальчика. Оказывается, что вампиры становятся чрезмерно «правильными», постоянно ходят в пионерском галстуке, боятся воды, а также могут повелевать теми, у кого пьют кровь.

Вторым человеком, которому открывается истинное положение вещей, становится вожатый Игорь Корзухин, обнаруживающий, что вампиром стала его любимая девушка Вероника. Вместе с Валеркой Игорь пытается найти объяснение всему происходящему, и узнает у поварихи бабы Нюры, бывшей «пиявицы», что существует «темный стратилат» — повелитель вампиров, которому они приносят кровь своих жертв, а потом умирают. И этот «стратилат» (а кто он, вы узнаете, прочитав роман) давно уже превратил пионерский лагерь в свою «кормовую базу». Игорь разрабатывает план, как заманить вампиров на речной трамвайчик и, отойдя от берега, изолировать их, пока Валерка закроет на замок в помещении столовой их повелителя — не имея возможности испить крови в ту фазу луны, когда стратилат впервые стал самим собой, он должен умереть.

Однако замысел срывается, потому что…

Впрочем, пересказывать дальше не буду, дабы не отбить интерес к чтению. Любопытный читатель сам узнает, чем закончилась эта история. Могу лишь отметить, что образы главных героев (пионеров Валерки и Анастасийки, вожатых Игоря и Вероники) выписаны мастерски. А описание жизни в пионерском лагере!.. Вампиры не вампиры (а под вампиризмом, как я понимаю, подразумевается прежде всего идеология, стремящаяся убить в человеке все живое), но я затосковал по своему пионерскому детству.

Роман «Тени тевтонов» — тоже фантастический, историко-мистический триллер. Действие разворачивается в двух исторических пластах: в августе 1457 года (город Мальборк, Польша) и в апреле 1945 года (город Пиллау в Восточной Пруссии). При этом все события, где бы они ни начинались, незримой паутиной стягиваются к двум замкам: осажденному таборитами Мариенбургу – резиденции магистра Тевтонского ордена, и заминированному фашистами перед отступлением Лохштедту…

Случилось это в один из дождливых летних дней 1457 года. Небогатый шляхтич Каетан Клиховский, из-за нищеты поступивший на службу к Тевтонскому ордену, опозорился перед рыцарями на охоте: вместо того, чтобы поразить матерого зубра копьем, он оттолкнул с его пути непонятно откуда взявшегося в лесу старичка. В наступившей мертвенной тишине, едва взглянув в позеленевшие от жертвенных костров древние глаза, Каетан мгновенно догадался, что спас зиггона – колдуна-хранителя. По обычаям этих жрецов следовало отплатить жизнью за жизнь, и старичок в благодарность за свое спасение открыл юноше грядущее: как только солнце сядет за море, его отец погибнет. Каетан бросился на помощь, но четыре брата-сарианта не позволили ему проехать через мост без оплаты. Шляхтич осиротел и на могиле отца проклял Тевтонский орден.

В результате Каетан заключает договор с дьяволом: найти Лигуэт – меч палача, которым по приказу Ирода Антипы отсекли голову Предтечи. В нужный момент, приняв облик Бафомета, дьявол вложил свое оружие в руку воину, которого охватил страх. После казни Иоанна Крестителя меч остался у людей, стал переходить от одного владельца к другому, и в конце концов потерялся даже для князя тьмы, жаждущего вернуть себе сокровище. Проблема заключалась в том, что обратно получить заветный клинок Сатана теперь может только от малодушного воина, знающего, чем является меч на самом деле и кому он его возвращает.

У этого меча есть две тайны: он рассекает любую материю: и булат, и гранит. А тот, кто держит его, освобождается от расплаты за дела, сотворенные этим оружием. Более человеку Господь не страшен и не нужен. Но по мере развития событий открывается и третья тайна: пораженный Лигуэтом становится анастифонтом: не живым и не мертвым, а потому практически неуязвимым и готовым выполнить любой приказ своего господина-убийцы, доведя его до конца…

Но поиски меча продолжаются и во время второй мировой войны. Алексей Иванов блистательно стилизуется под описываемые им эпохи и оживляет оба мира: древний Тевтонский орден и великую Армию Освободителей, шагающую по Европе. Но за развлекательным фасадом скрываются еще и большие серьезные темы.

Так, в эпилоге неожиданно происходит резкая трансформация сюжета. Все, к чему герои так долго шли, полностью обесценивается, земное рассыпается в прах и проступает метафизическая суть игры, лежащей в основе человеческого бытия.

«Я не знаю, добро или зло творит Тот, Кого я не хочу называть, – говорит Бафомет. – Но повторение – всегда зло. Я же дьявол. Когда вы идете вперед, идете к Нему. Когда назад – ко мне. А направление есть мера вашего разума».⁣

История всегда повторяется, если ее уроки оказываются непонятыми и невыученными, и повторяют ее люди, а не дьявол – таков смысл романа.

Про роман «Тени тевтонов» ничего не скажу (я сам читал его в электронном варианте), но многие книги Алексея Иванова есть в лисаковских библиотеках. Читайте – и это будет увлекательное чтение.