Ситуация, однако…
Летом нынешнего года в Казахстане разгорелся скандал из-за железнодорожных билетов. Наверняка проблема существовала и раньше, но ее просто в упор не видели.
А виноваты во всем перекупщики, которые скупали билеты, а затем перепродавали их в полтора, а то и в два раза дороже. Так, во время рейдов 28 июля на вокзалах Шымкента, Алматы, Нур-Султана, Атырау и Тараза, проведенных Комитетом транспорта МИИР совместно с общественными организациями и правоохранительными органами, были установлены факты присутствия «посредников», предлагающих билеты по завышенным ценам, а также обещающих посадку на нужный поезд без билета.
Как такое стало возможно, если билет именной? А все просто, схема перепродажи давно отработана: места бронируются заранее на вымышленные имена. А в нужный момент кассир бронь снимает.
Рейд, кстати, был проведен лишь после того, как Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев потребовал остановить мошенничество с билетами.
«Дал поручение правительству остановить практику создания искусственного дефицита билетов на поезда в летний период, что создает неудобства гражданам и препятствия развитию внутреннего туризма в Казахстане», – написал Токаев в Twitter.
АО «Пассажирские перевозки» – дочерняя структура национальной компании «Казахстан Темир Жолы», которая и занимается продажей билетов – осталась как бы ни при чем. «Мы знаем о проблеме, с билетами сейчас создается искусственный дефицит. В этом, конечно, задействованы перекупщики. У нас по Казахстану около 300 касс, которые относятся к «Пассажирским перевозкам», есть 4,5 тысячи частных касс, деятельность частных касс мы не можем контролировать», – сообщили тогда в пресс-службе «КТЖ».
Сейчас, впрочем, речь не о перекупщиках, а о кассах «Пассажирских перевозок» и частных кассах. И последним АО «Пассажирские перевозки» не то что не препятствует, а дает, так сказать, полный карт-бланш, что тоже ведет к удорожанию билетов. По крайней мере, в Лисаковске.
«Месяц назад мне надо было купить три билета до станции Челгаши, и я пошел за ними на вокзал, – рассказывает житель Лисаковска Каирхан Муртазин. – Вот только касса там давно не работает. Билеты мне пришлось покупать на автовокзале, где есть железнодорожная касса. Частная. За три билета я заплатил 3 300 тенге. Но плюс к этому – так называемый кассовый сбор. 430 тенге. За каждый билет!»
Уезжал Каирхан Муртазин из Тобола. И поинтересовался в кассе вокзала, сколько бы он заплатил за билеты, если бы там их и покупал. Ему ответил: 1 100 тенге за один билет, 3 300 за три. И никаких кассовых сборов! Дешевле было съездить за билетами в Тобол. Даже и на такси.
А все дело в том, что в Тоболе билеты продает АО «Пассажирские перевозки». У нас же, как уже сказано, – частные фирмы, офисы которых расположены в Алматы. Кассовый сбор у них один – 430 тенге. Вне зависимости от дальности расстояния и стоимости билетов.
«Неужели продавать билеты на лисаковском железнодорожном вокзале нерентабельно? – удивляется Каирхан Муртазин. – Но даже на вокзале станции Челгаши касса работает. А в городе Лисаковске ее нет!»
К слову, численность населения поселка Челгаши – менее 2 тыс. человек. В Лисаковске же – около 40 тыс. А кассы АО «Пассажирские перевозки» в нашем городе нет!
Ее, кстати, никогда в Лисаковске и не было. Да, некогда касса на вокзале работала, но, как утверждает начальник вокзалов станции Тобол и города Лисаковска Айткуль Наурызбекова, билеты продавали все те же частники. Но потом пришли к выводу, что это им не выгодно, и нашли более «проходимое» место.
В общем, если бы Каирхан Муртазин покупал билеты на вокзале, то ничего бы не выиграл.
«Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы касса на лисаковском вокзале была, – говорит Айткуль Наурызбекова. – Но продажей билетов занимается уже другая структура – АО «Пассажирские перевозки». Насколько мне известно, наш начальник сектора по вокзальной работе Тулеген Саматов уже писал туда письмо с предложением открыть на вокзале кассу».
В телефонном разговоре Тулеген Саматов подтвердил ее слова.
«Жители Лисаковска действительно жалуются на отсутствие кассы на вокзале, – сказал он. – Касса нужна: город немаленький, вокзал новый. И в октябре я написал письмо от имени директора филиала АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Костанайского отделения ГП Миронова Вячеслава Ивановича. Письмо было направлено генеральному директору АО «Пассажирские перевозки» Михаэлю Кортюму. Это гражданин Германии – «Пассажирские перевозки» переданы немецкой фирме. Вот только ответа нет. Теперь напишу снова».
Касса нужна еще и для того, чтобы у человека был выбор: хочешь – иди на вокзал и бери билет без переплаты, лень далеко тащиться – можешь купить там, где тебе ближе, но дороже. Но пока мы имеем то, что имеем.
У меня нет больших претензий к частным агентствам, которые занимаются продажей билетов: не было бы их, то, получается, в Лисаковске не было бы никого. Они лишь заняли пустующую нишу, хотя, конечно, размер кассового сбора мог бы быть и пониже. Вопрос в другом: почему эта ниша оказалась пустующей?
Вы только вдумайтесь в эту цифру: около 300 касс, которые относятся к «Пассажирским перевозкам», и 4,5 тысячи частных касс. И в каждой частной кассе, надо полагать, имеется кассовый сбор. Почему АО «Пассажирские перевозки» так пассивно занимается продажей билетов, а отдало эту работу на откуп посредникам? Я сильно сомневаюсь, что, продавая билеты по номиналу, АО «Пассажирские перевозки» что-то теряет: наверняка та же зарплата кассиров заложена в стоимость билетов. А посредники все равно есть…
Или, может быть, это выгодно не только частным агентствам, продающим билеты? И лишь пассажиры остаются в накладе…
И так ведь везде и во всем! А депутаты потом удивляются, почему в Казахстане цены такие высокие!
Олег ПОЛИВОДА
Фото из интернета