Будни «скорой помощи»

Испытано на себе

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ

Мое желание написать статью о буднях «скорой» заведующая станцией «скорой помощи» Елена Зайковская встретила без особого энтузиазма. И, должен признать, причина для этого была.

Много лет назад (лет десять прошло, мне кажется) я уже дежурил с врачами «скорой». И что-то написал в статье про пьяного пациента. И хотя, разумеется, я не называл никаких фамилий, но город-то у нас маленький, «герой» себя узнал. И у медиков возникли неприятности. Вот уж поистине: нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…

НА ХРУПКИЕ ЖЕНСКИЕ ПЛЕЧИ

Впрочем, и возражать против новой статьи Елена Ивановна не стала. Попросила лишь во избежание возможных будущих неприятностей не называть фамилии фельдшеров.

Именно фельдшеров, потому что врач в «скорой» только один – сама Елена Зайковская. Хотя в каждой смене обязательно должна быть и врачебная бригада. Но где же их взять, врачей?

Собственно говоря, и с фельдшерами тоже большая проблема. Всего в «скорой помощи» четыре смены, в каждой из них – по три бригады. В бригаде должно быть два медика, но работают по одному.

«Молодежь не желает ехать в Лисаковск, – сетует Елена Зайковская. – Почему? Может быть, потому, что нет жилья, даже в общежитии. Не знаю, как врачам, а фельдшерам жилье точно не выдают. Две молоденькие девочки к нам приехали, но лишь потому, что здесь живут их родители».

Между тем, один или два медика в бригаде – большая разница. Елена Зайковская вспоминает, как фельдшер делала искусственное дыхание человеку, у которого остановилось сердце. Если бы был еще один медик, он мог бы в это время сделать инъекцию. Но, как уже сказано, медиков не хватает.

Есть здесь и другая проблема – криминальная. Например, общежитие 6-29 («О, это общежитие – особая тема!» – сказал мне позже один из фельдшеров): то драка, то ножевое ранение. И как молоденькую девушку отправлять на такой вызов? А приходится!

К слову, медики «скорой» посетовали на то, что в общежитии до сих пор не работает лифт. А часто вызовы – с восьмого и девятого этажей. Один вопрос – не набегаешься. Но ведь есть и другой, более серьезный: порой приходится носилки с пациентом нести к машине. Люди же помогать не спешат.

«Бывает, на улице подбираем пьяного. Люди видят, что носилки несет хрупкая девочка, а никто не поможет!» – говорит Елена Зайковская.

Крепких же санитаров, которые должны носить эти носилки, здесь нет давным-давно.

Всего же в лисаковской «скорой помощи» работают 14 медиков. И 8 из них – девушки.

При этом и зарплатой молодые специалисты похвастаться не могут: многим приходится «брать» дополнительные смены. Но все равно зарплата в 150-200 тысяч тенге, о которой мне приходилось слышать на некоторых совещаниях и пресс-конференциях, – недостижимая мечта.

ГРЯДУТ РЕФОРМЫ

Еще в прошлом году лисаковская станция «скорой» была встроена в структуру городской поликлиники. Теперь же находится в подчинении областной станции «скорой помощи». Так что нашу станцию правильнее следует называть «подстанцией».

Стало ли от этого лучше? Это с какой стороны посмотреть. Например, водитель «скорой», когда я сел к нему в машину, сказал: «Так и напишите: одной рукой рулю, а другой слезы вытираю». И затем пояснил, что он имел в виду: машина старая, а с запчастями возникают проблемы под названием «тендер». По словам водителя, раньше вопросы с запчастями все-таки решались куда быстрее.

Имеются и другие нюансы.

«Наши вызовы – ДТП, повесился, утонул, плохо с сердцем. Все остальное – это должна быть работа поликлиники. Но у них не хватает врачей, поэтому мы обслуживаем и их вызовы. В конце месяца делаем отчет, и они нам платят за эти вызовы», – пояснила Елена Зайковская.

Но грядут и очередные реформы. Вместе со «скорой помощью» вскоре должна появиться и «неотложная помощь» при поликлинике. При этом диспетчерская будет находиться в Костанае: она и станет распределять вызовы «по назначению».

Что из этого получится, пока никто не знает. Но я, например, уже предвижу одну из проблем. Ту самую – нехватку кадров. Вряд ли рискнут сокращать бригады в «скорой помощи», иначе она перестанет быть «скорой». То есть поликлинике, скорее всего, придется дополнительно набирать специалистов. Но где их найти, если и сейчас – острый кадровый голод?

Помимо этого, и «неотложке» понадобится свой транспорт. А это, понятное дело, – дополнительные финансы. Учтите еще и зарплату врачам «неотложки»…

Но Бог с ними, с финансами. Бюджет у нас хотя и не резиновый, но ради очередной реформы его все равно умудряются растянуть. Но не будут ли от этих реформ страдать люди, которым срочно нужна помощь? Какой смысл создавать еще одну структуру, когда одна уже имеется, и со своими обязанностями она справляется? Или это снова – реформа ради реформы?

Что касается диспетчерской за 100 км от города, то и здесь – вопросы.

«Мы знаем и город, и своих пациентов. Но знают ли все это в Костанае?» – отметила диспетчер Ольга Михайловна.

Так что и здесь накладки неизбежны. По крайней мере, в первое время.

«СВОИ» ПАЦИЕНТЫ

«Своих» пациентов в «скорой помощи» действительно прекрасно знают.

«У нас есть бабушка, которая звонит каждый день, – рассказывает диспетчер Ольга Михайловна. – Она так и представляется: «Это я, бабушка!» Сначала спрашивает, какую ей выпить таблетку, желтую или зеленую. Но после двенадцати ночи обязательно вызовет и «скорую».

Звонков, когда медицинская помощь не очень и требуется, бывает немало.

«Жаловаться? Бесполезно! Да если такие бабушки перестанут звонить, и им, и нам будет скучно», – шутит Ольга Михайловна.

«Но люди стали – как бы это сказать – поувереннее, что ли, чем раньше, – отмечает Елена Зайковская. – Раньше как-то стеснялись вызывать «скорую», если это связано с алкоголем. А теперь вызывают с гордостью: «У нас алкогольная интоксикация!» Так и говорят. Не боятся говорить и про передозировку наркотиками».

А вызовы из-за алкогольной интоксикации бывают регулярно. По словам Елены Зайковской, хотя бы один в смену – обязательно.

Но есть и те, кто не хочет беспокоить медиков и не вызывает «скорую». Звонят лишь для того, чтобы получить совет. При мне таких звонков было два. Один – из какой-то далекой деревни, люди дозвонились через своих лисаковских знакомых.

«А куда людям деваться? Наверное, в этой деревне и медика-то нет», — сокрушается Ольга Михайловна.

Она, разумеется, посоветовала звонившим, что нужно делать и какие принимать лекарства. Опыт у нее большой: 32 года работает в «скорой». И до 1999 года была именно фельдшером.

ЛЕКАРСТВА ПО РЕЦЕПТАМ

Одну реформу в здравоохранении мы уже заполучили: продажу лекарств исключительно по рецептам. И, по словам Елены Зайковской, количество вызовов после этого увеличилось.

«Вызывают просто для того, чтобы мы выписали рецепт, хотя мы не имеем права их выписывать. Было когда-то – выписывали. Но теперь с нас это «сняли», – объясняет она.

Но потом добавила: «Но людей понять можно. Они сами объясняют: записались на прием к врачу, а прием через неделю. Лекарство же требуется немедленно. Как его купить без рецепта?»

Я и сам, выезжая с фельдшером по вызову, убедился, что вопрос стоит достаточно остро. Фельдшер окажет необходимую помощь, посоветует, какое лекарство лучше всего принимать, а потом должен еще и ответить на вопрос: «А это лекарство по рецепту?»

И никуда не денешься – многие лекарства по рецепту. А как вечером или ночью рецепт заполучить? Поликлиника уже закрыта, врача на дом тоже не вызовешь. Да, собственно говоря, ночью лекарство и найти проблематично: ночных аптек в городе нет.

И что сделает человек, если ему снова станет плохо? Разумеется, снова вызовет «скорую». Хотя бы ради того, чтобы ему дали таблетку.

Да и не только в лекарствах дело. При мне фельдшер, оказывая женщине помощь, поинтересовался: «А к терапевту вы обращались?»

«Обращалась, – ответила она. – Но терапевт сказал, что мне нужно к невропатологу. Так запишите, говорю, меня к невропатологу. А он отвечает: у нас нет невропатолога!»

Из-за необдуманных нововведений и нехватки врачей в поликлинике на «скорую» ложится дополнительная нагрузка.

НАГРУЗКА

В какие дни недели и в какие часы чаще всего люди вызывают «скорую помощь»? Но на этот вопрос вам не ответят даже сами медики «скорой». В один день – 60 вызовов, в другой – 30. И непонятно, от чего это зависит. Бывает, что даже в праздники и выходные, когда народ активно налегает на спиртное, работы у «скорой» немного. А в будни да еще и днем – звонок за звонком. И не проследить никакой закономерности.

Однако летом, как объясняет Ольга Михайловна, количество вызовов снижается. И закономерность здесь уже имеется: у людей дача. И болеть им некогда.

Да взять тот вечер, когда я дежурил со «скорой». Был момент, когда на вызове оказались все три машины. И едва одна из них, в которой находился и я, выехала из четвертого микрорайона, как тут же повернула обратно. Поступил вызов уже по другому адресу.

А затем в течение часа – ни одного звонка.

В целом же в этот вечер вызовов было немного. Один из них поступил из Октябрьского. Я специально засек время: машина до поселка доехала за пятнадцать минут.

По дороге я поинтересовался у водителя, как часто приходится ездить в Октябрьский.

«И тоже не угадаешь, – ответил он. – Было однажды: едва вернулись – снова надо ехать. И так семь раз подряд».

Но на этот раз, можно сказать, повезло: второй вызов из Октябрьского поступил в то время, когда машина еще не успела уехать из поселка.

К слову, лисаковская «скорая помощь» выезжает и в ближайшие поселки района имени Беимбета Майлина: Валерьяновку и Козыревку. Хотя звонят оттуда нечасто.

Есть и куда более дальние маршруты: если у человека инфаркт, то «скорая» тут же везет больного в Рудный.

И что бы мы делали без рудничан? На них одних и уповаем…

«СКОРАЯ» СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

Если же говорить серьезно, то и лисаковские медики умеют работать. Жалоб, конечно, в последнее время звучит немало, но к «скорой помощи» претензий меньше всего.

Потому что фельдшеры «скорой» добросовестно стараются выполнять свою работу: доброжелательны, достаточно профессиональны и выезжают по вызовам незамедлительно. В чем я в очередной раз и убедился

В общем, делают все, что от них зависит. Несмотря на различные реформы, кадровые проблемы и невысокие зарплаты.

Олег ПОЛИВОДА