Через музыку – к здоровью

Про методы музыкального воспитания в ясли саду «Ивушка»

В современной жизни с ее быстрым и постоянно меняющимся ритмом важно сохранить и укрепить здоровье детей. Более пятнадцати лет я занимаюсь музыкальным воспитанием детей, вовлекая их в мир музыки, раскрывая творческий потенциал, основой для которого является здоровьесбережение.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. В моей работе применяю новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создаю благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Я с удовольствием использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, стараюсь разнообразить привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность детей с пользой для здоровья. Каждое занятие я начинаю с распевки-приветствия, которая дает позитивный настрой ребятам на весь день.

Вот пример такой распевки-приветствия (на мелодию русской народной песни «Ах вы, сени»)

С добрым утром, с добрым утром, (поворачиваются друг к другу)

Просыпайтесь поскорей! (разводят руки в стороны)

Солнце в небе засияет, (покачивают руками вверху)

Станет деткам веселей! (хлопки в ладоши)

Мы погладим нежно лобик, (движения по тексту)

Щёчки, носик разотрем,

Подрастаем как цветочки (вращают кисти рук)

Хорошеем с каждым днём! (движение «Пружинка»)

Руки мы вперёд потянем (движения по тексту)

И похлопаем слегка,

Улыбаемся друг другу (повороты друг к другу)

Будь здорова, детвора!!! (улыбаясь, хлопки в ладоши над головой).

Современные здоровьесберегающие методы присутствуют во многих видах музыкальной деятельности: это и пение, и музыкально-ритмические движения, а также игры, танцы, пляски.

Прослушание музыки и разучивание текстов песен стараюсь сочетать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Например, игровой массаж «Зайка», который использую на музыкальных занятиях в сочетании с прослушанием музыки. Приемы такого массажа чрезвычайно полезны детям. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует таким образом на весь организм в целом, а полная уверенность, что он делает что-то прекрасное, развивает позитивное отношение к собственному телу. А самое важное – повышает защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Перед пением песен на музыкальных занятиях я занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, а также фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, что очень важно для профилактики простудных заболеваний. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и лечебное воздействие. Поскольку способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Основные задачи при использовании дыхательных упражнений: укреплять физиологическое дыхание детей (без речи); формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох-длинный выдох); тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительный вдох.

Для этого используем комплекс упражнений «Погреемся» и артикуляционную гимнастику «Лягушка», «Котик-рыжик».

Благодаря здоровьесберегающим технологиям, мы можем повышать адаптивные возможности детского организма, укреплять здоровье детей. Пусть музыка и здоровье шагают вместе, крепко держась за руки!

 

Наталья КИПАРИСОВА,

музыкальный руководитель ясли сада «Ивушка»

Фото автора