Денис Драгунский
В 60-80-ые годы прошлого века была очень популярна книга рассказов Виктора Драгунского «Денискины рассказы».
Не все, конечное, ее читали – в те времена не то, что купить, но и достать хорошую книгу было трудно. Но фильмы про Дениса Кораблева видели почти все: «Веселые истории», «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблева», короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле», «Подзорная труба», сюжет «Ералаша» «Слава Ивана Козловского».
И прототип этих рассказов Денис Драгунский сам стал писателем. Не столь популярным, как его отец, но тоже достаточно известным.
К слову, именно Денис Драгунский написал сценарии фильмов «По секрету всему свету» (1976) и «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979).
В 2013 году к столетию Виктора Драгунского «Денискины рассказы» были переизданы. И в них – вставные новеллы Дениса Драгунского: «о том, как все было на самом деле».
Денис Драгунский пишет: «И у меня стали спрашивать: «Это про вас? Это вы приходили из школы или прибегали со двора и рассказывали своему папе, и он все записывал? Или он просто смотрел на вас и описывал ваши приключения? И вообще – это все правда было?»
Ответов – два.
«Конечно, нет!» и «Разумеется, да!». Оба ответа – правильные».
Как такое может быть? Да все просто: почти все истории про Дениса Кораблева выдуманы. Но герои этих книг – реальные люди.
Есть у Дениса Драгунского и книга воспоминаний «Мальчик, дяденька и я». В ней – рижское взморье, Дом творчества, в котором отдыхают писатели, художники, артисты и члены их семей. Хотя, наверное, в этой книге немало и вымысла – как, впрочем, в любой книге воспоминаний.
Читая эту книгу, я вспомнил пьесу Михаила Булгаков «Последние дни (Пушкин)», где нет самого Пушкина, а только изредка мелькает его тень на заднем плане. Вот и в книге «Мальчик, дяденька и я» почти нет отца автора книги Виктора Драгунского, а только изредка мелькает его тень.
Как, например, в этом небольшом отрывке:
«А правда, что у твоей мамы, когда она сердилась, глаза делались зеленые, как крыжовник?» – спросила Лена.
Я засмеялся: приятный вопрос. Хоть что-то новенькое. Обычно меня спрашивали – и до сих пор спрашивают, – правда ли, что я выливал манную кашу в окно. А тут про мамины глаза».
Даже не тень писателя Виктора Драгунского, а тень из его рассказов.
Популярность отца сказывалась и на сыне. Денис Драгунский рассказывает историю, как некий Дима, сын Максима (не сомневаюсь, что Денис Драгунский говорит о себе) написал пьесу и хотел показать ее великому актеру, но постеснялся к нему обратиться. И тогда его жена придумала многоходовую комбинацию: пришла в профком своего НИИ и сказала, что не худо бы организовать концерт выдающегося актера, пообещав взять на себя организацию концерта: переговоры с актером, доставку его в НИИ и обратно.
В такси она и передала актеру пьесу. Тот взял ее неохотно, но, увидев фамилию автора, вдруг спросил: «Простите, это что, сын Максима?» И услышал утвердительный ответ.
Цитирую далее: «Он повернулся к ней так резко, что у него пуговица на дубленке оторвалась, отлетела и щелкнула обо что-то в кабине. «Он, что, идиот?! – закричал великий актер. – Он, что, сумасшедший?! Зачем все эти фокусы? Зачем было устраивать-подстраивать? Он же мог сам позвонить мне! В любое время дня и ночи! Он мог мне прямо в дверь позвонить! И сказать: «Я сын Максима!» И все! Я был бы счастлив!»
Впрочем, прочитав пьесу, великий актер ее все-таки забраковал.
Так что отец отцом, но, не имея таланта, вряд ли выбьешься «в люди». В книге «Мальчик, дяденька и я» есть такая фраза: «Писать мемуары – это может оказаться очень важно и полезно и для тебя самого, и для читателей. Но тут есть одно «но»: если тебе уже за пятьдесят, а тем более за шестьдесят, то ты пишешь серьезные мемуары уже вместо чего-то другого».
И Денис Драгунский, разумеется, пишет и «что-то другое»: он сам считается мастером короткого рассказа, чуть ли не классиком жанра. Вот сборники его рассказов: «Произвольный пистолет. Двадцать рассказов», «Нет такого слова», «Плохой мальчик», «Господин с кошкой», «Третий роман писателя Абрикосова», «Тело № 42», «Ночник», «Пять минут прощания», «Бог, страх и свобода», «Архитектор и монах», «Взрослые люди», «Окна во двор», «Отнимать и подглядывать», «Вид с метромоста», «Каменное сердце», «Соседская девочка». Книга рассказов Дениса Драгунского «Нет такого слова» вошла в шорт-лист конкурса «Книга года»-2009, а повесть «Архитектор и монах» – в шорт-лист «Премии И. П. Белкина» 2013 года.
Герольд Бельгер мечтал, чтобы кто-нибудь из казахстанских писателей описал историю честного чиновника, который в итоге становится взяточником. И даже не кто-нибудь: по мнению Бельгера, это по силам было только Мухтару Магауину.
Про Магауина не скажу, а вот в сборнике рассказов Дениса Драгунского «Окна во двор» такая история есть. Не роман – скорее, набросок к роману. Но весьма убедительный.
Денис Драгунский написал и два романа – «Дело принципа» и «Автопортрет неизвестного».
Главная героиня романа «Дело принципа» – молодая взбалмошная барышня Адальберта-Станислава Тальницки унд фон Мерзебург из богатой и благородной семьи. Повествование и ведется от ее лица. Действие же разворачивается накануне Первой мировой войны: вот-вот Гаврила Принцип должен застрелить престолонаследника Франца Фердинанда и его жену Софью, что и приведет к войне. Затем будет революция в России, гражданская война и сталинизм. Да и корни Второй мировой – там же, в этом убийстве: ущемленное самолюбие проигравшей Германии, жажда реванша. Так что именно после этого выстрела и закончится «карнавал», как героиня называет тихую европейскую жизнь.
Кажется, в романе «Дело принципа» и должна быть история Гаврилы Принципа, на что намекает и название произведения, и даже, вроде бы, его тень мелькает в книге, а Адальберта может и должна остановить будущего убийцу. Но это – ложная сюжетная линия. Жизнь Адальберты-Станиславы неожиданно поворачивает в другую сторону. Девушке приходится расплачиваться за грехи своей семьи.
Но, может быть, война – это и есть возмездие за частные грехи?
«Автопортрет неизвестного» – это «роман в романе»: Юля Бубнова и молодой писатель Игнат Щеглов пишут книгу о семьях, которые в разное время проживали в одной квартире. Семьи разные, но как же странно переплелись их судьбы!
Но в самом конце «роман в романе» раскрывается, как матрешка: оказывается, и Юля, и Щеглов – тоже персонажи книги, которую пишет писатель Виктор Риттер. А Риттер, в свою очередь, – это персонаж Дениса Драгунского.
Вот одно лишь высказывание читателя о книге Драгунского: «Автопортрет неизвестного» – книга одновременно занимательная, обаятельная, захватывающая и глубокая, из тех редких сегодня книг, про которые жалко, что они заканчиваются. Читателю ничего не стоит прижиться в сложном, живом и достоверном мире, выстроенном автором, и жаль этот мир покидать. Впрочем, книга не отпускает и во время чтения, и после прочтения – знак счастливой встречи с большой литературой».
Олег ПОЛИВОДА