Читай, город

Нодар Думбадзе

Вот запомнилось мне почему-то, как в армии один мой сослуживец рассказывал о романе Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».

«Когда я читал эту книгу, то чуть не умер от смеха! Никогда так не смеялся!» – говорил он.

Этот парень не был эрудитом и книгочеем, а потому, наверное, я и запомнил его бесхитростный рассказ. Хорошая книга никого не оставляет равнодушным!

Этот первый роман Нодара Думбадзе, написанный в 1960 году, я к тому времени тоже прочитал, но не могу сказать, что так уж сильно хохотал, как мой сослуживец. В книге много забавных сцен: писателю свойственен настоящий грузинский юмор, добрый, тонкий, чистый и никого не обижающий. Но много в его книгах и грусти.

Нодар Думбадзе родился 14 июля 1928 года в Тифлисе. В 1937 году его отец Владимир Думбадзе и мать Анна Бахтадзе, а также оба брата были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности и сосланы в ГУЛАГ. Из-за ареста родителей будущий писатель рос у родственников в Абхазии, а затем в селе Хидистави, расположенном в регионе Гурия. Именно Хидистави – хотя название села и не упоминается – и описывается в книге «Я, бабушка, Илико и Илларион». Этот роман во многом автобиографичен.

Главный герой романа мальчик Зурико живет с бабушкой, а также с соседями Илико и Илларионом. Илико и Илларион любят подшутить или даже разыграть друг друга – и порой достаточно обидно. Но они – настоящие друзья и всегда готовы протянуть руку помощи, отдать товарищу все, что есть.

Но Нодар Думбадзе, обладавший тонким юмором, и к своим книгам относился с юмором. Тенгиз Сулханишвили вспоминает такую историю: учительница Скоробогатова из Соликамска прислала писателю письмо: «Дорогой Нодар Владимирович! Ваш роман «Я, бабушка, Илико и Илларион» внес в наш дом свет и тепло…»

– Наверняка, не было дров и моей книжкой растопили печь, – мгновенно отреагировал на комплимент Думбадзе.

Сюжет романа «Я вижу солнце» (1962) во многом развивает то, о чем начал рассказывать Нодар Думбадзе в своем первом произведении – «Я, бабушка, Илико и Илларион». Здесь показана человеческая доброта, которая никогда не перерождается в слащавую сентиментальность; она проявляется, как и повсюду в его произведениях, в действии и часто скрывается за нарочито обыденной или шутливой фразой. Его можно даже считать своеобразным продолжением первого романа, хотя действуют здесь другие персонажи.

В романе «Солнечная ночь» (1967) герой с трудом нащупывает пути для сближения с вернувшейся из 12-летней ссылки матерью. И здесь обыденная житейская ситуация оборачивается для героя, молодого Темура, драматической нравственной коллизией: простить ли ставшего причиной несчастья его семьи негодяя, помочь ли ему, погибающему от инсульта? И, сидя у изголовья человека, которому он спас жизнь, герой чувствует, как душа его постепенно освобождается от ненависти и преисполняется жалости к нравственному самоубийце, дважды доносчику, погубившему его семью и предавшему самого Темура, когда тот доверил ему тайну своего друга.

«Солнечная ночь» – малоизвестное произведение Нодара Думбадзе и мне очень за него обидно… А произведение, между тем, фирменное от автора, как и все у Думбадзе, светлое и доброе, смешное и грустное, умудренное опытом и с бесшабашностью юности», – написал Антон Шишкодремов.

«Вряд ли на свете сыщется ресторан более грязный, темный, неуютный и дорогой, чем «Мечта». И если его все-таки посещают, то только лишь потому, что он всегда открыт, в любой день, с семи утра. Круглый год. Халаты на официантках «Мечты» до того замызганные, что участковый санитарный врач даже не доходит до зала, – буфетчик прямо на лестнице вручает ему дань за антисанитарию…»

Это уже отрывок из романа Нодара Думбадзе «Белые флаги» (1973). Тоже – тонкий юмор, хотя тема трагичная: главный герой попадает в тюрьму после драки в ресторане. Его обвиняют в убийстве, хотя он никого не убивал. Вместе с ним сидят преступники: спекулянты, «расхитители социалистической собственности» и даже настоящие убийцы. Но в каждом из них писатель прежде всего видит человека.

Последний роман «Закон вечности» (1978) – это последнее слово Мастера, его завещание нам в борьбе добра со злом. Спокойно взирать на зло, по мнению героя романа, лежащего в больнице тяжелобольного Бачаны, может лишь человек с искусственным сердцем.

В больнице главный герой находит закон вечности, и вот суть того закона: «Душа человека во сто крат тяжелее его тела… Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести ее… И потому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга: вы мою, я – другого, другой – третьего, и так далее до бесконечности… Дабы смерть человека не обрекала нас на одиночество в жизни…»

Одно из лучших, самых пронзительных произведений Нодара Думбадзе – повесть «Кукарача». Так дети прозвали своего участкового милиционера. Кукарача вовремя пресекает все проделки детей – проделки дерзкие, а порой и опасные. Не умея плавать, он бросается в реку, спасая тонущего мальчика. Он не тащит хулиганов в милицию, не составляет никаких протоколов, но лишь приходит к ним домой и беседует с их родителями. Беседует деликатно – несмотря на свою молодость, Кукарача мудрый человек. Но не все дети понимают это и не любят Кукарачу.

«Шпион ты, Кукарача, шпион! Мильтон несчастный! Ненавижу тебя!» –крикнул ему однажды мальчик, от лица которого и ведется повествование.

Но эта повесть – и о любви. О любви Кукарачи и Инги, которая когда-то была любовницей опасного бандита по прозвищу Муртало. Кукарача этого бандита поймал, но… отпустил. Отпустил, чтобы спасти Ингу. Но Кукарача и Муртало встретятся снова – и Кукараче придется заплатить жизнью за свое благородство.

И вот окончание этой повести: «И я вспомнил Кукарачу, вернее, он приснился мне – 12 октября 1979 года, в 12 часов ночи, за полчаса до моего второго инфаркта. И вот что странно: во сне Кукараче, по-прежнему было двадцать один или двадцать два года, мне – за пятьдесят, а он по-прежнему поучал и наставлял меня…»

Писатель Григорий Бакланов писал о Думбадзе: «Редким жизнелюбием полны его книги. Сколько раз читаешь, смотришь на экране, столько раз улыбаешься. Оттого, что смешно? Нет, оттого, что талантливо и чистосердечно. Это, конечно, мог написать только грузин и только о любимой им Грузии, потому это так хорошо читается и на русском, и на многих, многих языках, потому это общечеловечно».

Нодара Думбадзе никогда не называли антисоветчиком: его не громили на собраниях, как Пастернака, не преследовали и не высылали из страны, как Солженицына. Напротив, по его книгам ставили спектакли и снимали фильмы.

А когда в 1966 году была учреждена Премия Ленинского комсомола, первым в списке стоял Николай Островский (посмертно), вторым – Нодар Думбадзе…

Но при этом он не относился и к тем советским писателям, которые издавались миллионными тиражами – не был лакировщиком действительности, демонстрирующем взгляд на мир через розовые очки. Он был просто честным писателем. Поэтому его книги с одинаковым интересом читались и в эпоху «застоя», и на волне «перестройки».

Во многих романах и рассказах Нодара Думбадзе упоминается солнце: герои говорят о нем, видят его во сне. А порой солнце становится одним из персонажей произведения. И книги у Нодара Думбадзе такие же солнечные.

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета