Читай, город

Юрий Домбровский

Известный французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Жан-Поль Сартр назвал Юрия Домбровского последним классиком уходящего столетия. И это очень высокая оценка: живых классиков на тот момент было огромное количество.

Возможно, в словах Сартра и есть некоторое преувеличение, но Юрий Домбровский действительно выдающийся писатель. Если бы меня попросили назвать десять лучших русских романов XX века, я бы обязательно включил в этот список и «Факультет ненужных вещей» Домбровского.

 Юрий Домбровский – человек с тяжелой судьбой. В общей сложности он провел в тюрьмах, лагерях и ссылке более 20 лет.

Первый раз он был арестован в 1933 году – за участие в «политическом хулиганстве», выразившемся в «недоносительстве и укрывательстве». Позже Домбровский вспоминал: «…в 1932 г. группа моих товарищей в пьяном виде сдернула два или три домовых флажка и бросила их у меня — они валялись на виду, и значения им я не придавал».

В результате Домбровского выслали из Москвы в Алма-Ату. И этот город для будущего писателя стал родным, в Алма-Ате и происходит действие его дилогии «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей».

«Впервые я увидел этот необычайный город, столь непохожий ни на один из городов в мире, в 1933 году и помню, как он меня тогда удивил», – именно так начинается роман «Хранитель древностей».

Несколько лет Домбровский работал в Казахстане учителем литературы в школе, археологом, искусствоведом, журналистом.

В 1936 году Домбровского арестовали второй раз, он семь месяцев провел в следственном изоляторе.

Отчасти этот арест описан в романе «Факультет ненужных вещей», когда главный герой – двойник автора – держит в тюрьме сухую, смертельную голодовку, отказываясь не только от еды, но и от воды.

Удивительно, но вскоре Юрия Домбровского выпустили. До следующего ареста Домбровский успел опубликовать первую часть романа «Державин».

Третий арест – в 1939 году: по статье срок 58-10 («опошление советской действительности», «охаивание мероприятий партии и правительства», «распространение антисоветских измышлений», «возведение хулы на вождя»). Отбывал срок в колымских лагерях.

В 1943 был Домбровский досрочно, по инвалидности, освобожден и вернулся в Алма-Ату. Из лагеря он вернулся в крайне тяжелом состоянии, полупарализованный, но сумел встать на ноги. В больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом». Рукопись «Обезьяны …» считалась утерянной. Но ее спрятал и тайно хранил бывший работник органов. Позже он передал ее автору. Книга вышла в свет в 1958 году.

Действие романа «Обезьяна приходит за своим черепом» происходит в оккупированной фашистами Европе. Образ низколобой, тупой обезьяны – это символ, знак беды, знак своего времени, сталинской эпохи.

В 1949 году Юрий Домбровский был арестован в четвертый раз. Когда за ним пришли, он сидел за своим рабочим столом. Увидев вошедших, он крикнул «Не мешайте работать!» и швырнул в них чернильницей.

Место его последнего заключения – Тайшетский озерлаг, который сам Домбровский называл страшным. После освобождения в 1955 году Домбровский жил в Алма-Ате, в 1956 году был реабилитирован, ему было разрешено прописаться в родной Москве.

Юрий Домбровский не любил рассказывать о своем лагерном прошлом. Но это есть в его стихах: «Меня убить хотели эти суки, Но я принес с рабочего двора Два новых навостренных топора. По всем законам лагерной науки Пришел, врубил и сел на дровосек; Сижу, гляжу на них веселым волком: «Ну что, прошу! Хоть прямо, хоть проселком…» «Домбровский, – говорят, – ты ж умный человек, Ты здесь один, а нас тут… Посмотри же!» – «Не слышу, — говорю, — пожалуйста, поближе!» – Не принимают, сволочи, игры. Стоят поодаль, финками сверкая, И знают: это смерть сидит в дверях сарая: Высокая, безмолвная, худая, Сидит и молча держит топоры! Как вдруг отходит от толпы Чеграш, Идет и колыхается от злобы. «Так не отдашь топор мне» – «Не отдашь?!» – «Ну сам возьму!» –- «Возьми!» – «Возьму!..» – «Попробуй!» Он в ноги мне кидается, и тут Мгновенно перескакивая через, Я топором валю скуластый череп И — поминайте как его зовут! Его столкнул, на дровосек сел снова: «Один дошел, теперь прошу второго!» И вот таким я возвратился в мир, Который так причудливо раскрашен. Гляжу на вас, на тонких женщин ваших, На гениев в трактире, на трактир, На молчаливое седое зло, На мелкое добро грошовой сути, На то, как пьют, как заседают, крутят, И думаю: как мне не повезло!»

В 60-х годах произведения Домбровского начинают публиковать. Значительным событием стала публикация в 1964 году в «Новом мире» романа «Хранитель древностей». Литературный критик и редактор Анна Берзер рассказывала о двух часах разговора Домбровского с главным редактором журнала Твардовским. По ее словам, это был самый восторженный прием вещи за все время ее работы. А ведь всего лишь двумя годами ранее в «Новом мире» была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ставшая сенсацией.

Роман получил премию журнала, как лучшая публикация года, но оказался «слишком смелым» даже для тех времен.

«Хранитель древностей» называют алма-атинским романом. Роман и начинается с описания города: его природы и архитектуры. Наверное, Домбровский первый из писателей, кто с такой любовью, в поэтических тонах создал образ Алма-Аты и «ввел» этот город в мировую художественную литературу.

В Советском Союзе критики произведение не заметили, рецензий на роман практически не было. Был лишь один отклик Игоря Золотусского на страницах журнала «Сибирские огни». Но заметили читатели: за журналом с этим романом выстраивались очереди.

И за рубежом произведению дали высокую оценку, переводили на польский, английский, итальянский, французский, японский и другие языки.

После публикации «Хранителя древностей» Домбровский подписал с «Новым миром» договор на роман «Факультет ненужных вещей».

Этот роман Домбровский писал девять лет и завершил в 1975 году. Вот только при жизни писателя он в СССР не был опубликован. Но Домбровский передал рукопись на Запад, и в 1978 году роман был опубликован во Франции.

«Факультет ненужных вещей» – вершина творчества писателя. Это книга о людях, которые взяли на себя миссию верности человеческим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные антигерои в романе – работники «органов», чекисты – нержавеющие шестеренки бесчеловечного режима.

В марте 1978 года, вскоре после выхода на Западе романа «Факультет ненужных вещей», 68-летний Домбровский был жестоко избит группой неизвестных в фойе ресторана Центрального дома литераторов в Москве. Через два месяца после инцидента, 29 мая 1978 года он скончался в больнице от сильного внутреннего кровотечения.

Литературное наследие Юрия Осиповича Домбровского невелико и состоит из пяти крупных произведений. Это романы «Державин» (1938–1939) «Обезьяна приходит за своим черепом» (1949–1959), книга новелл о Шекспире «Смуглая леди» (1969), романы «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей» (1964–1975). Также писатель является автором книги очерков «Факел» об алма-атинских художниках (1974), стихотворений, литературно-критических статей. Ему принадлежат и переводы на русский язык произведений казахских писателей.

Кроме того, в 2010 году была опубликован роман в повестях и рассказах Юрия Домбровского «Рождение мыши». Правда, сам Домбровский считал эту книгу слабой, а потому при жизни не пытался ее публиковать. «Рождение мыши» действительно слабее других романов Домбровского, но и эта книга – настоящее произведение мастера.

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета