Читай, город

Сельма Лагерлёф

Как-то мне еще не довелось рассказывать о женщинах-писателях. И пусть первой будет Сельма Лагерлёф.

И эта шведская писательница действительно в чем-то первая – первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909). Кроме того, Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, которая вошла в состав Шведской академии (1914).

Первый ее роман «Сага о Йёсте Берлинге» – а это роман в рассказах – был опубликован в 1891 году. Можно сказать, к публикации этого романа ее подтолкнули определенные обстоятельства: весной 1890 года газета «Идун» объявила конкурс на произведение, которое заинтересовало бы ее читателей. В августе этого же года Лагерлёф отослала в газету несколько глав еще не оконченного произведения и выиграла конкурс. Получив премию, Лагерлёф обрела возможность заняться творчеством. До этого она работала учительницей в школе для девочек.

Когда Сельма Лагерлёф начинала свою писательскую карьеру, по миру уже победоносно шествовал реализм – это одно из направлений в искусстве. Но «Сага о Йёсте Берлинге» – это романтизм с примесью сентиментализма. В своей «Сказке о сказке» Сельма Лагерлёф рассказывала, что просто не смогла написать роман иначе.

В «Сказке о сказке» молодая женщина – а Сельма Лагерлёф даже и не скрывает, что имеет в виду себя – пишет роман. Хотя голова девушки и «была переполнена историями о привидениях и бешеной страсти, прекрасных дамах и жаждущих приключений кавалерах», хотя девушка «больше любит романтиков», она понимает: романтизм уже мертв. Поэтому пытается писать «спокойной реалистической прозой». Но у нее ничего не получается: вдохновения нет, перо медленно скользит по бумаге. И вот что случилось дальше:

«Однажды она, однако, написала две маленькие главы в другой манере. Одна из них была сценкой на кладбище Свартшё, в другой речь шла о старом философе, дядюшке Эберхарде, и его исповедях в безверии. Она написала их больше в шутку, со многими ахами и охами, почти рифмованной прозой. И тут она заметила, что писать так у нее получалось. Тут приходило вдохновение, она это чувствовала».

Так Сельма Лагерлёф и осталась романтиком. В последующий период писательница продолжала работать в сказочной манере, публикуя основанные на фольклорном материале, главным образом на народных легендах, сборники новелл «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахеллы» (1899), романы «Предание о старом поместье» (1899), «Деньги господина Арне» (1904). Несмотря на зло, проклятья, тяготеющие над многими людьми, основная сила, движущая миром, по Лагерлёф, – доброта и любовь, которые побеждают благодаря вмешательству высшей силы, откровения или даже чуда.

Но кто сказал, что романтизм плох? Ведь именно романтики воспевают общечеловеческие ценности: любовь, дружбу, верность своему долгу, мужество, стойкость, милосердие, наконец. На таких книгах учились и продолжают учиться жизни многие молодые люди.

«Если, путь пpоpубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жаpком бою испытал, что почем, – Значит, нужные книги ты в детстве читал!» – написал Владимир Высоцкий в своей «Балладе о борьбе».

И ведь не только в детстве! Например, тележурналист Владимир Познер и сейчас говорит, что одна из его самых любимых книг – «Три мушкетера». Так что все жанры хороши, кроме скучного.

Впрочем, направление, в котором работает писатель, не всегда можно четко определить. Так, Федора Достоевского принято считать реалистом, а писатель Владимир Набоков называл его сентименталистом.

Вот и в сказочной книге Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» я усмотрел элементы постмодернизма, хотя о нем в те времена еще и не слышали: сама Сельма Лагерлёф появляется вдруг на страницах книги, чтобы спасти маленького мальчика от совы. Позже этот же прием используют и некоторые писатели-постмодернисты – например, Джон Фаулз тоже появляется в своем же романе «Женщина французского лейтенанта».

«Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906-1907) – центральное произведение Сельмы Лагерлёф. И самое известное. Изначально книга задумывалась как учебное пособие по географии Швеции для учеников первого класса. Но Сельма Лагерлёф сделала из нее сказку, сумев в увлекательной форме рассказать детям не только о географии Швеции, но и об истории страны, ее легендах и культурных традициях.

В приходе Вестра Вемменхёг на юге провинции Сконе в бедной крестьянской семье живет 12-летний Нильс Хольгерссон. Он плохой мальчик: ленивый, эгоистичный и злой. И вот однажды в весенний воскресный день, когда родители уходят в церковь, Нильс обнаруживает в доме домового и подшучивает над ним, за что домовой заколдовывает Нильса, уменьшив его в размерах. Отныне Нильс начинает видеть окружающий мир глазами тех, кого он до этого мучил.

Вскоре после своего превращения Нильс видит, как их домашний гусь Мортен собирается примкнуть к стае диких гусей, которые ежегодно с наступлением весны летят далеко на север, в Лапландию. Нильс хватается за шею Мортена, чтобы удержать его, но в итоге улетает вместе с ним.

Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерсоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек – не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.

После «Чудесного путешествия», во многом благодаря которому Лагерлёф и получила Нобелевскую премию, появляются роман «Дом Лильекруны» (1911), новые новеллы, сказки, легенды, собранные в сборниках «Тролли и люди» (1915, 1921), антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918), сказочно-фантастическая повесть «Возница» (1912). Самое значительное произведение этого периода – роман «Император Португальский» (1914), рисующий жизнь бедняка, который возомнил себя императором.

Последнее крупное произведение Лагерлёф – трилогия о Лёвеншёльдах: «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928).

Эта трилогия – все та же дань романтизму: в первом романе героями становятся не только люди, но и призрак.

Трилогия рассказывает историю одной семьи на протяжении пяти поколений. Действие начинается около 1730 и заканчивается в 1860 году. И история, и семейная жизнь Лёвеншёльдов – это цепь таинственных происшествий, роковых предзнаменований и тяготеющих над людьми проклятий. Но как всегда у Лагерлёф, добро и справедливость побеждают зло, и на этот раз — даже без вмешательства высших сил, а только силой доброты и воли героев.

Интересно, что перед Второй мировой войной в нацистской Германии Сельму Лагерлёф приветствовали как «нордическую поэтессу» – видимо, нацисты тоже причисляли себя к романтикам.

Но «нордической поэтессой» Лагерлёф не стала, с нацистами не сотрудничала. Напротив, она начала помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований. Так, Сельма Лагерлёф помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс и её матери, чем спасла их от нацистских лагерей смерти. К слову, в 1966 году Нелли Закс тоже стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Но Сельма Лагерлёф об этом уже не узнала. Она умерла 16 марта 1940 года в возрасте 81 года.

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета