Читай, город

Ивлин Во

Может быть, неискушенному читателю незнакомо это имя…

…Хотя Ивлин Во – признанный классик не только английской, но и мировой литературы

 

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

Хотя, знаете, при слове «классик» порой начинает сводить челюсти от скуки, это слово отбивает желание к чтению. Уж не школьные ли уроки литературы тому виной?

А потому мне больше нравится другое определение: Ивлин Во считается одним из тончайших стилистов в английской прозе XX века, мастером сатиры и «черного юмора». Когда читаешь его книги, то получаешь огромное удовольствие от чтения.

Дебютный роман Ивлина Во «Упадок и разрушение», опубликованный в 1928 году, был восторженно принят критиками и общественностью. В небольшом предисловии автор призывает читателя не забывать о том, что перед ним – смешная книга. Гротескное изображение лондонского высшего общества, куда попадает после исключения из Оксфорда главный герой романа Поль Пеннифезер, надолго определило отношение литературной критики к творчеству Во. С самого начала за ним закрепляется репутация блестящего сатирика и стилиста.

Вслед за «Упадком и разрушением» выходят романы «Мерзкая плоть» (1930), «Черная беда» (1932), «Пригоршня праха» (1934). В них писатель изображает нравы английской аристократии, суетность и бесполезность ее существования. Герои Ивлина Во – карикатурные английские «джентльмены», позеры, мошенники, бездельники и порядочные простаки. Во многих своих произведениях писатель обращается к английскому высшему обществу, порой высмеивая его и показывая в саркастическом свете.

В предисловии к «Мерзкой плоти» Во пишет, что действие романа происходит в недалеком будущем. В основе сюжета – история любви Адама Саймза и Нины Блаунт. У Адама нет денег, и это – непреодолимое препятствие для их женитьбы. Деньги, пожалуй, вообще являются главной темой романа. Так, на протяжении всего действия Адам пытается поймать «пьяного майора», которому отдал крупную сумму денег, продает Нину другому жениху с условием «убраться с дороги», о чем незамедлительно сообщает ей самой, а потом выкупает ее обратно.

В конце романа читатель видит главного героя на полях второй мировой войны (в то время еще вымышленной писателем) – Адам Саймз сидит в машине и отдыхает от боя, а на заднем сиденье творится разврат. И в то же время намечается новый бой…

Кстати, и «пьяный майор» наконец-то отдает главному герою деньги, но они уже обесценились, ничего не стоят.

Не так ли и в нашей жизни? Все свое время мы убиваем в поисках эфемерного счастья, гоняемся за «синей птицей» удачи, а когда поймаем ее за хвост, то понимаем, что не очень она уже и нужна – жизнь прошла…

Сюжет романа «Пригоршня праха»: безрассудная страсть леди Бренды Ласт к светскому бездельнику Джону Биверу навлекает череду несчастий на ее семью, в результате которых ее муж Тони оказывается в плачевных обстоятельствах и обречен на пожизненное чтение вслух произведений Диккенса в джунглях Амазонки выжившему из ума сыну миссионера…

«Мы, Сет, император Азании, верховный вождь племени сакуйю, повелитель племени ванда и гроза морей, бакалавр искусств Оксфордского университета, взошедший на двадцать четвертом году жизни мудростью Всемогущего Господа и единой волей народа нашего на наследный престол, имеем заявить следующее…» – так начинается роман «Черная беда».

Действие романа происходит в маленьком африканском государстве, народонаселение и правители которого буквально на днях слезли с деревьев и приобрели некоторый европейский лоск только формально, а по сути так и остались каннибалами. На престол восходит юный наследник, получивший по недосмотру старших степень в Оксфорде и переполненный идеями модернизации и европеизации. Но он страшно далек от своего народа и не имеет представления о реальной жизни в стране.

Пожалуй, в наш «век толерантности», когда даже решено переименовать роман Агаты Кристи «Десять негритят» из-за слова «негритята», Ивлину Во сильно бы досталось за этот роман, наверняка иные «отчаянные головы» обвинили бы его в расизме.

Чего, например, стоит такая фраза: «Поначалу местные жители часто попадали под поезд, так как не сразу могли оценить силу и мощь этого диковинного изобретения. Со временем, однако, они стали более осмотрительными, да и поезда ходили теперь гораздо реже».

Или другой сюжет: была приобретена обувь для армии государства, но дикари впервые увидели сапоги и, не зная, что с ними делать, попросту их… съели.

Но на самом деле Ивлин Во – не расист. Он лишь высмеивает невежество.

На мой взгляд, лучший и, безусловно, самый лиричный роман Ивлина Во – «Возвращение в Брайдсхед» (1945). По версии издательства Modern Library, он входит в сотню лучших англоязычных романов XX века.

Главный герой романа молодой художник Чарльз Райдер знакомится во время обучения в Оксфорде с Себастьяном Флайтом – представителем старинной фамилии аристократов-католиков. Чарльза Райдера писатель наделил и автобиографическими чертами, подарил ему свои лучшие оксфордские воспоминания

Вот что сам Ивлин Во устами главного героя говорит в романе: «Моя тема – память, этот крылатый призрак, взлетевший надо мною однажды военным утром. Эти воспоминания, которые и есть моя жизнь – ибо ничто, в сущности, не принадлежит нам, кроме прошлого, – были со мной всегда».

В отличие от других произведений Во, где в соответствии с традициями английской сатирической прозы действует всезнающий рассказчик, здесь повествователь – Чарльз Райдер, непосредственный участник событий. Дружеские чувства к Себастьяну, любовь к Джулии накладывают отпечаток на рассказ Райдера.

Впрочем, сам писатель лучшим своим произведением считал роман «Елена». В центре его – судьба Елены Флавии, матери римского императора Константина I, основателя Константинополя. Жизнь этой женщины, по легенде нашедшей части креста, на котором был распят Иисус Христос, совпала с важнейшим этапом европейской истории – с признанием христианства как официальной религии Римской империи.

«Елену» можно назвать историческим романом, но здесь много вымысла – хотя бы потому, что достоверных данных о той эпохе сохранилось очень мало.

Сам Ивлин Во написал в предисловии к роману: «Книга, которая в результате появилась на свет, — разумеется, не научный труд. Там, где авторитетные источники противоречат друг другу, я отдавал предпочтение не самому правдоподобному варианту, а тому, который казался мне интереснее; там же, где они вообще хранят молчание, я давал волю фантазии».

Впрочем, в любом историческом романе присутствуют и вымысел, и авторская фантазия.

В 1952 году был опубликован роман «Вооруженные люди», ставший началом «военной» трилогии. Ее вторая часть — «Офицеры и джентльмены» — появилась в 1955 году, последняя — «Безоговорочная капитуляция» — уже в 1961-ом. Хронологически трилогия охватывает всю вторую мировую войну, во всех трех романах действует один главный персонаж — Гай Крачбэк, католик аристократического происхождения, от лица которого ведется повествование.

В 1965 году Во объединил эти романы под общим названием «Меч почета».

Другие романы Ивлина Во: «Сенсация» (1938), «Не жалейте флагов» (1942), «Незабвенная» (1947), «Любовь среди руин» (1953).

Ивлин Во также написал три биографии, много рассказов, писем, дневников и путевых заметок. Его произведения не раз были экранизированы. Так, британский фильм «Золотая молодежь», снятый по роману «Мерзкая плоть», был удостоен престижных наград на авторитетных британских и международных кинопремиях.