Читай, город

Жоржи Амаду

Жоржи Амаду (Жоржи Леал Амаду ди Фария) – бразильский писатель, журналист, общественный и политический деятель

В 1961 году он был избран членом Бразильской академии литературы, заняв академическое кресло №23 (из 40).

 

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

Обрел славу одного из наиболее известных бразильских профессиональных писателей, живя исключительно на доходы от издания своих произведений. Объемом тиражей уступает только Паулу Коэлью. Хотя, на мой взгляд, Амаду как писатель гораздо выше Коэлью.

Жоржи Амаду написал около 30 романов, среди них – «Бескрайние земли» (1943), «Габриэла, гвоздика и корица» (1958), «Пастыри ночи» (1964), «Дона Флор и два её мужа» (1966), «Лавка чудес» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972)…. На русский язык переведена большая часть произведений писателя.

Его литературный дебют состоялся в 1930 году выходом новеллы «Ленита», созданной в соавторстве с Диасом да Костой и Эдисоном Карнейру. В ранних романах преобладала социальная тематика. К ним, в частности, относятся «Страна карнавала», «Какао» и «Пот».

Писатель обрел известность публикацией романов «Какао» и «Пот». Описания края какао с его распрями, жестокостью, героизмом и личностной драмой превалировали в начальном периоде творчества.

Но все-таки больше известны романы Амаду, действия которых происходят в бразильском штате Баия. Жоржи Амаду даже можно назвать «летописцем» этого штата.

Первые три романа из этого цикла – «Жубиаба» (1935), «Мертвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937). Автор описывает жизнь чернокожего населения и афро-бразильских традиций. Писатель формирует представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой и традициями. В Баие до сих пор чтят культ древних африканских божеств — Огуна, Шанго, Эшу, Йеманжи.

Лауреат Нобелевской премии по литературе Альбера Камю так высказался о романе «Жубиаба»: «восхитительный и удивительный». А роман «Мертвое море» в 1959 году был удостоен премии Граса Аранья Бразильской академии литературы.

«Капитаны песка» – один из ранних романов писателя, написанный, когда ему было 25 лет, и вместе с тем одно из наиболее известных (и любимых в Бразилии) его произведений.

А начинается он с главы «Письма в редакцию»:

«Наша газета, неизменно стоящая на страже законных прав граждан Баии, уже неоднократно сообщала о преступной деятельности «Капитанов песка», как именуют себя члены шайки, терроризирующей весь город. Эти подростки, в столь юном возрасте вступившие на мрачную стезю порока, не имеют постоянного местожительства, — по крайней мере, установить его не удалось, как не удалось и выяснить, где они прячут награбленное. В последнее время налеты происходят ежедневно, и это требует немедленного вмешательства Инспекции по делам несовершеннолетних и Управления полиции».

Эти «капитаны песка» – дети от 8 до 16 лет, оставшиеся без родителей. Амаду не идеализирует их, не делает из них «благородных разбойников»: они способны и на подлости, и на предательство. Но главное в романе все же – это сострадание.

В первой части рассказывается о том, что привело главных героев в ряды «капитанов песка» и о разных эпизодах из жизни банды: о дерзких ограблениях и помощи друзьям в борьбе с полицейскими.

Трагична вторая часть: в банду попадает 13-летняя Дора и ее младший брат, у которых умерли родители. Дора становится сестрой и матерью для «капитанов песка», а для главаря банды Педро Пули еще и невестой. Однако во время одного из ограблений ее и Педро Пулю хватает полиция. Педро удается бежать из исправительной колонии, «капитаны» выкрадывают Дору из сиротского приюта, однако там Дора заболела лихорадкой и вскоре умерла в убежище «капитанов песка»…

В третьей части рассказывается о судьбе членов банды на протяжении нескольких лет после смерти Доры…

Чему учит этот роман? Как бы ни сложилось детство, какой бы сложной судьба ни была, будущее может быть как печальным, так и радостным, ведь каждый кузнец своего счастья. Хорошая жизнь тоже для каждого своя: кому-то важнее свобода, а другим — жизнь в рамках строгой системы.

В 1971 году по роману «Капитаны песка» американским режиссером Холлом Бартлеттом был снят фильм «Генералы песчаных карьеров». Он вышел в широкий прокат в СССР в 1974 и получил огромную популярность.

Любовь советских зрителей завоевала и одна из музыкальных тем фильма – «Марш рыбаков». Ее версия вскоре была исполнена на русском языке.

Автором текста русской версии стал Юрий Цейтлин. Песня, известная под названием «Я начал жизнь в трущобах городских», исполнялась в 1970-е годы вокальным квартетом «Аккорд», а затем и другими исполнителями. В конце 1990-х годов она вновь обрела популярность после исполнения группой «Несчастный случай» в фильме «Старые песни о главном-3».

Потрясающая книга, замечательный фильм! Роман «Капитаны песка» –несомненный шедевр мировой литературы. Хотя он и был написан в 1937 году, но с тех пор постоянно переиздается.

После Второй мировой войны были изданы романы «Красные всходы» (1946) и «Подполье свободы» (1952). С конца 1950-х годов Амаду вводил в произведения фантастические элементы, юмор, сенсуализм и стал одним из представителей магического реализма.

С 1960-х годов начинается новый период творчества автора, когда главными героинями становятся женщины. К романам этого периода относятся «Донна Флор и ее два мужа», «Лавка чудес» и «Тереза Батиста, уставшая воевать». «Большая Засада» (1984) была названа критиками  одним из последних шедевров писателя.

Но мой любимый роман Жоржи Амаду – «Исчезновение святой» (1988).

Деревянная скульптура святой Варвары никогда не покидала Санту-Амару. Усилиями тщеславного дона Масимилиану фон Грудена, жаждавшего признания своих исследований об авторстве изображения святой, ее было решено перевезти в Салвадор на выставку в Музей религиозного искусства. Вот только по прибытии в порт скульптура католической святой ожила, превратилась в ориша Ойя/Йансан культа кандомбле и отправилась по своим делам по улицам города.

Точнее, не по своим. Ожившая скульптура помогает некоторым жителям города обрести счастье. После чего возвращается в Музей религиозного искусства – к огромной радости дона Масимилиану, который уже пришел в отчаяние из-за пропажи столь ценной скульптуры.

Кто не знает о бразильском карнавале? Но роман «Исчезновение святой» мне представляется таким же карнавалом – ярким, эротичным, бесшабашным и веселым. Мне даже показалось, что роман «Исчезновение святой» чем-то напоминает «Мастера и Маргариту», но в бразильском «исполнении»: без трагедии и нечистой силы.

После этой книги мне захотелось побывать в Бразилии, я влюбился в Бразилию.

В конце 1990-х годов Амаду работал над завершением мемуаров «Каботажное плаванье» (1992), издание которых было намечено на его 80-летний юбилей. Тогда же создавался роман «Красный Борис», который не был закончен. В 1992 году итальянская компания предложила Амаду написать произведение к 500-летию открытия Америки, в результате чего возник роман «Открытие Америки турками».

Романы Жоржи Амаду изданы суммарным тиражом более 20 миллионов экземпляров. На сайте Бразильской академии литературы указано, что произведения писателя переведены на 48 языков.