Читай, город

Александр Грин

Продолжаем рассказывать про писателей

 

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

В романе Алексея Варламова «Мысленный волк» есть один интересный персонаж – писатель Савелий Круд. Самолюбивый, вспыльчивый, щедрый и даже расточительный, постоянно ожидающий смерти, а потому воспринимающий каждый новый день как подарок судьбы, пропойца, бродяга, дезертир, бывший революционер, фантазер – и человек, владеющий гипнозом.

А вот как Варламов описывает творчество Круда: «Он понял, что людьми можно управлять, и из открытого им мира сотворил легенду, перенося на бумагу еле слышные запахи, далекие звуки и мелодичные цвета, и тот, кому случайно попадались его рассказы и кто давал себе труд в них вникнуть, прочесть не по одному разу, вдруг начинал испытывать странное чувство. Он не понимал, читает он книгу или смотрит на картину, почему видит буквы и слышит музыку так явственно, точно кто-то играет на скрипке, отчего плачет его холодное сердце, отогревается и учится переносить тягости жизни».

В этом персонаже легко угадывается писатель Александр Грин.

Кто не знает Александра Грина? Его пронзительную и трогательную повесть «Алые паруса» читали многие, а если и не читали, то уж точно слышали о ней. Есть и песни «по мотивам» Грина: «В той бухте, где отважный Грэй нашел свою Ассоль» или «Засыпает синий Зурбаган».

Александр Грин (настоящая его фамилия Гриневский) создал свой собственный мир, позже названный Гринландией. А в нем живут не только вымышленные герои, но есть и выдуманные города с поэтическими названиями: Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Ахуан-Скап, Сан-Риоль…

Писатель Александр Грин воспринимается как романтик, а к романтизму в наше прагматичное время принято относиться снисходительно. И Грин действительно является представителем неоромантизма, но ведь он по-настоящему большой писатель! Он мастер диалогов, он отличный стилист и постоянно удивляет читателей неожиданными метафорами и сравнениями, но при этом Грин еще и тонкий психолог.

Снова процитирую Алексея Варламова, который, к слову, написал еще и отдельную книгу о Грине: «Его рассказы (,,,) ужасали, он так глубоко и остро проникал в тайну человеческого подсознания, точно никаких преград для него не существовало, и если средневековые итальянцы полагали, что Данте побывал в аду, то про Круда можно было сказать, что он совершил путешествие вглубь человека по всем извивам его ума и сердца. Кроме человека, ничто другое его не интересовало. Он мог между делом искусно описать природу, корабль, дворец или какую-нибудь вещь, но все это было не более чем зеркало, в котором отражались лица и нравы его героев».

Начало творческого пути Александра Грина – 1906 год, когда были написаны два рассказа: «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Первый рассказ был издан как агитброшюра для солдат-карателей и описывал бесчинства армии среди крестьян. Гонорар Грин получил, но весь тираж был конфискован в типографии и уничтожен полицией, случайно сохранились лишь несколько экземпляров. Второй рассказ постигла аналогичная судьба – он был сдан в типографию, но его не напечатали.

В начале 1908 года в Петербурге у Грина вышел первый авторский сборник «Шапка-невидимка».

Но в этих рассказах не было самого главного – Гринландии. Но в 1910 году вышел второй его сборник «Рассказы». Большинство включенных туда рассказов написаны в реалистической манере, но в двух – «Остров Рено» и «Колония Ланфиер» – уже угадывается будущий Грин-романтик. Действие этих рассказов происходит в условной стране, по стилистике они близки к более позднему его творчеству. Сам Грин считал, что, начиная именно с этих рассказов, его можно считать писателем.

А вот повесть-феерия «Алые паруса» – это уже та самая Гринландия. «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», – вспоминал поэт Всеволод Рождественский.

Долгое время Грин пишет исключительно небольшие произведения – всего им написано 350 рассказов. Но в начале 1920-х годов он решился приступить к своему первому роману, который назвал «Блистающий мир». Главный герой этого символистского произведения – летающий сверхчеловек Друд, убеждающий людей выбрать вместо ценностей «мира сего» высшие ценности Блистающего мира.

Затем написан роман «Золотая цепь», который, по словам самого Грина, задуман как «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их». Главный герой по имени Санди попадает в сказочный особняк и переживает там множество приключений.

Отчасти сказочным можно считать и роман «Джесси и Моргиана». Главные героини – две сестры. Джесси красивая и добрая, а Моргиана уродливая и злая. И Моргиана отравила свою сестру, но медленно действующим ядом. Добро и зло не могут жить вместе, а потому одна из сестер должна умереть. Вот только которая из них?

Последний роман Александра Грина – «Дорога никуда». Писатель не любит трагических развязок, но это одна из самых трагичных его книг. Хотя и здесь в самом конце зло все равно наказано.

Все тот же Алексей Варламов назвал «Дорогу никуда» «лучшей, хотя и не самой известной, книгой Грина». По мнению Макса Фрая, «Дорога никуда» – это, «возможно, не самая обаятельная, но самая мощная и разрушительная из книг Александра Грина» и его «лучший роман».

Впрочем, критики могут говорить, что угодно, но все-таки лучшая книга Александра Грина, главный его шедевр – это фантастический роман «Бегущая по волнам».

Главный герой, от лица которого и ведется повествование, – Томас Гарвей. Играя в карты, он слышит шепот «бегущей по волнам», хотя другие игроки ничего не слышали. И в тот же вечер в гавани он вдруг увидел судно с таким же названием. На нем Гарвей отправляется в плавание. Но уже в океане, оставшись один в шлюпке, он встречает другую «бегущую по волнам», девушку из легенды – Фрези Грант. Она и спасла Томасу жизнь, а потом, уже на суше, спасет его снова.

Можно сказать, что этот роман – о любви, но о любви не к «бегущей по волнам», а к живой девушке.

Вот как отозвался о романе писатель Кир Булычев: «Мне попалась книжка в голубой обложке, с парусником на ней. Называлась она «Бегущая по волнам». Почему-то случайно один роман Грина был издан вскоре после войны. Я был потрясен этой книгой. Я и до сих пор потрясен этой книгой. Я ее читаю раз в год».

Также Грин написал роман «Сокровище африканских гор». Еще один роман – «Недотрога» – остался незаконченным. Некоторые критики считают «Недотрогу» лучшим произведением Грина.

Следует отметить, что и жизнь самого Александра Грина достойна большого романа. Он бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал, был моряком, рядовым пехотного батальона, революционером-эсером, сидел в тюрьме строгого режима, бежал из ссылки…

Но и после революции его жизнь легче не стала: его книги практически оказались под запретом. И писатель остался без заработка. На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было. Как выяснили историки, на заседании правления Союза советских писателей член правления Лидия Сейфуллина заявила: «Грин – наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!» В воспоминаниях жены Грина Нины Николаевны этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать».

Литературные герои Грина тоже живут в жестоком мире, но они, сильные и смелые люди, вступают с ним в борьбу и побеждают его. Вот поэтому книги писателя часто называют сказками, где добро всегда сильнее зла.

И то, что сказал о повести «Алые паруса» Всеволод Рождественский («светлый, согретый любовью к людям цветок»), можно сказать обо всех книгах Александра Грина.