Читай, город

Проза.ру

На этот раз в рубрике «Читай, город» я расскажу не об одном только известном писателе, а о портале Проза.ру и о некоторых авторах, которые на нем публикуют свои произведения

 

Олег ПОЛИВОДА

 Фото из интернета

 

Проза.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации своих произведений. Все авторские права закрепляются за авторами на основании пользовательского договора. Портал Проза.ру работает под эгидой Российского союза писателей, целью которого является реализация потенциала у начинающих авторов и помощь им в поиске своей читательской аудитории.

С 2012 года на базе сайта осуществляется отбор произведений на конкурс «Народный писатель», учрежденный Российским союзом писателей.

Этот портал вместе с порталом Стихи.ру основал в 2000 году выпускник Московского Физико-Технического института Дмитрий Кравчук.

Любой желающий может зарегистрироваться на портале и публиковать на нем свои произведения. Все это – бесплатно.

И не только публиковать, но и видеть своих читателей, получать от них рецензии. Можно и самому писать эти рецензии другим авторам и получать от них ответы. Я, например, переписывался с Александром Терентьевым, чьи книги есть в лисаковской библиотеке.

(И сразу же несколько слов скажу о его потрясающем рассказе «Время слепых дождей», который опубликован на сайте Проза.ру. Горькая мысль, которая проходит через весь рассказ: в свое прошлое вернуться нельзя. А если ты и пытаешься это сделать, то это уже и другое место, и другие люди, и другая жизнь. Особенно царапнуло по сердцу описание кладбища. Так что рекомендую!)

Имеется на портале Проза.ру и рейтинг произведений, который подсчитывается на основании оценок рецензентов по специальной формуле, содержание которой не раскрывается. Пересчет производится каждые десять минут.

На сайте Проза.ру зарегистрировано более 300 тысяч авторов, опубликовано более 10 миллионов произведений, в сутки заходит порядка 100 тысяч посетителей. Среди авторов сайта – известные писатели Андрей Геласимов, Дмитрий Глуховский, Дмитрий Емец, Александр Карасев, Виктор Пелевин, поэт Константин Кедров.

Авторы сайта живут в разных странах, но есть то, что их объединят – русский язык, на котором написаны их тексты. Впрочем, можно здесь встретить литературу и на других языках.

Кстати, найти нужного автора очень легко: нужно лишь набрать в интернете его имя и фамилию, а рядом можно приписать «Проза.ру».

На сайте, разумеется, много низкопробных текстов, бездарных и даже безграмотных авторов, но немало и литературы настоящей, которую хочется читать и перечитывать. И ее на сайте гораздо больше, чем в книжных магазинах.

Когда я говорю «настоящая литература», то вовсе не имею в виду тех авторов, которые публикуют свои книги или являются членами Союза писателей. Ведь книгу можно опубликовать и за свой счет, а членство «купить». Так что публикация книг или членство в союзе ничего еще не доказывают. О настоящей литературе я сужу по качеству текстов.

Вот о такой литературе и таких писателях я сейчас и попытаюсь рассказать.

Один из моих любимых авторов сайта – Джон Маверик. Это, разумеется, псевдоним, а пишет Джон на хорошем русском языке. Иногда даже кажется, что это не проза, а поэзия, настолько великолепен стиль рассказов Джона. Много в рассказах метких деталей и ярких метафор.

Вот, например, начало его рассказа «Большое наклонное зеркало: «Кошка стоически выдержала купание, а потом и сушку феном, и чистая, распушилась. Белоснежный хвост в руку толщиной, гибкий, как туловище удава, шерстка тонкая, словно лебяжий пух, блестящая на холодном осеннем солнце, и яркие сапфиры глаз. Она уже поела и согрелась и, распластавшись на стуле, начала засыпать».

Это рассказ о девочке, которой мама запретила взять с улицы кошку – и кошка погибла. И после этого девочка отказывается смотреть на этот жестокий мир, а в конечном итоге и жить. Когда же в ее жизни появляется кошка, оказывается слишком поздно.

Джон Маверик вообще очень часто и с любовью пишет о кошках. У него есть даже рассказ под названием «Кошачий рай».

«Обычный парень, слегка безалаберный, может быть, немного тугодум» Фредерик бросается в горящий дом, чтобы спасти детей. Но выносит из огня кошку. Из-за этого все жители проклинают Фредерика. Он кончает жизнь самоубийством, попадает в ад, бежит из него (точнее, уходит, потому что ад не охраняется), но не может найти себя в мире живых.

Многие рассказы Джона – фантастические, один из них – «Счастливая жизнь». Мальчик, оказавшись в чужом городе, случайно улетает на машине времени. Но летит он не в какое-то далекое будущее, а по своей жизни: оказывается вдруг студентом, потом зрелым мужчиной и в самом конце – стариком. Он хочет вернуться обратно, но назад дороги нет. И ведь как легко, как убедительно показано в рассказе ускользающее, убегающее, улетающее время! А ведь в жизни именно так все и происходит, даже машина времени не требуется!

Почти о каждом рассказе Джона Маверика можно сказать одним словом: превосходно! Но я упомяну здесь лишь еще один – «Эффект Манделы». Отличная аллегория! Но описано как будто наше время: люди даже не заметили, что им изменили сознание и подсунули другой, фальшивый мир. А кто заметил и помнит прежнюю жизнь, боится говорить об этом. А если и говорит, то лишь для того, чтобы убедить, в первую очередь, себя: так все и было, так и должно быть!

Вадим Федоров 6. Пусть вас не смущает цифра после фамилии, она встречается и у других авторов сайта. Просто на сайте немало авторов с одинаковыми не только фамилиями, но и именами, вот и приходится ставить цифру, чтобы отличаться от других своих тезок.

В первую очередь, скажу о его рассказе «Ясновидящая» – о женщине, которая впадает в транс и предсказывает будущее. И ее предсказания всегда сбываются.

И одно из таких предсказаний случилось во время похорон: ясновидящая предсказала, что следующим умершим будет тот, кто первым покинет кладбище. И никто не желает уходить. Печальная, казалось бы, история, но я хохотал почти до слез. Вадим Федоров умеет рассмешить не только неожиданным сюжетом, но даже одной фразой.

Наверняка рассмешит читателя и рассказ «Шторы». Эффектная студентка снимает в Праге квартиру, в которой нет штор, хозяин квартиры просто забыл их повесить. Но она считает, что в Европе так принято, и шторы решает не вешать. Все бы ничего, но девушка ходит по квартире практически голой, чтобы тело дышало. И тем самым приводит в сильное волнение мужчин из соседнего дома.

Посоветую еще один рассказ этого писателя – «Виагра». Герой рассказа, живущий в Чехии, решил продавать заменитель Виагры. Нашелся и поставщик товара, но из другой страны. Он не только присылает Виагру на личный адрес главного героя, но при этом еще и пишет на посылке, что находится внутри. И главному герою рассказа приходится доказывать на таможне, что Виагру он приобретает для себя…

Сразу хочу сказать: я не из смешливых, над книгами смеюсь очень редко. Но на сайте есть еще один писатель, которому удалось меня рассмешить – Владислав Королев.

Прежде всего, могу посоветовать его рассказы «Плато Путорана», «Помер Царь», «Больной петушок пугает аптекаршу», которые можно читать со сцены. Петросян нервно курит в сторонке.

А в рассказе «Как старик за грибами ходил» каждая фраза – как афоризм. Остроумный афоризм!

Впрочем, у Владислава Королева можно прочитать всё – у него мало рассказов, он сам говорил мне, что у него не хватает времени их писать. Но, думаю, дело еще в том, что он очень тщательно над ними работает. Это чувствуется по его прозе.

Много блестящих афоризмов и в рассказах Софии Лагерфельд: «Будь я гениальным адвокатом, подала бы в суд на мужчин, окружающих меня, за бездействие сексуального характера» (рассказ «Карга»), «Анна так сильно хотела выйти замуж, что и на похоронах была готова поймать венок» («Похудение»), «Порой он бывал настолько милым, что на его фоне и котята захотели бы сфотографироваться» («Галантный»).

О сайте Проза.ру я случайно узнал два года назад – и открыл для себя целый мир современной литературы на русском языке. Она редко появляется в книжных магазинах, но еще раз подчеркну: это настоящая литература!