Читай, город

Виктория Токарева

Знакомим с очередным автором

 

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

Думаю, мало найдется людей, которые незнакомы с творчеством Виктории Токаревой. Многие из них, правда, не читали ее книг, а некоторые даже не знают такого имени. Но по произведениям Токаревой снято немало фильмов: «Урок литературы», «Сто грамм для храбрости», «Шла собака по роялю», «Шляпа», «Талисман»… Всего более 30 фильмов!

Например, сюжет одновременно веселой и немного грустной повести «Неромантичный человек» и фильма «Шла собака по роялю»: 15-летняя Таня Канарейкина влюбилась в молодого пилота вертолета. Младшая сестра Тани пытается устроить им свидания, но в результате пилот постоянно попадает в смешные ситуации. Он не подозревает о любви девушки и считает, что над ним просто издеваются. Но в этом же селе живет «неромантичный» тракторист Миша Синицын. И он по-настоящему любит Таню…

Тоже нет? Тогда вот два главных «козыря»: Виктория Токарева была соавтором сценариев двух известнийших и чрезвычайно успешных фильмов «Мимино» и «Джентльмены удачи».

Сама она вспоминала: когда они с Георгием Данелией писали сценарий «Джентльменов удачи», то постоянно хохотали.

«Еще как хохотали! Особенно в одном месте: «Кто же его посадит? Он же памятник!» Но смех очень полезен для здоровья», – сказала она в одном своем интервью.

Во время работы над сценарием Георгий Данелия часто звонил Виктории Токаревой и проверял на ней смешные моменты: смеется она или нет?

«Рассказывал своими словами, чтобы понять, стоит ли это включать в книгу. Там были такие интересные вещи! Я до сих пор жалею, что из этого нельзя сделать кино», – говорила она.

К слову, еще во времена СССР появлялась мысль сделать продолжение фильма «Джентльмены удачи». Токарева и Данелия даже сделали предварительные наброски, но писать полноценный сценарий не стали, объясняя это тем, что повторить прошлый успех будет невероятно сложно, а провалиться совсем не хочется…

Виктория Токарева родилась в 1937 году в Ленинграде. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда ее мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Она сама отмечала, что именно Чехов «влючил» ее: «Мама прочитала мне его рассказ «Скрипка Ротшильда», и со мной что-то случилось. Я очень долго бродила задумчивая. А потом стала много читать и очень хорошо пересказывала то, что прочитала. Хорошо выражала свои мысли».

Тем не менее Виктория Токарева не сразу решила стать стать писателем: в девичестве она решила изучать медицину. Но провалила экзамен… по литературе: получила тройку за сочинение.

«Дело в том, что судьба ведет человека. Судьбе нужно было, чтобы я стала писателем», – сказала позже Виктория Токарева.

Однако и это еще не было началом творчества: сначала она получила музыкальное образование, четыре года училась по классу фортепиано сначала в музыкальной школе и в Ленинградском музыкальном училище, а затем – в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Выйдя замуж за Виктора Токарева, будущая писательница перебралась в Москву, работала в детской музыкальной школе учительницей пения. Вот тогда и начала писать прозу.

Викторию Токареву интересно читать: у нее тонкий юмор, легкий слог. Она и сама это отмечала: «Я хорошо пишу. Меня очень легко читать — у меня нет лишних слов. Драматург Михаил Рощин как-то сказал мне: «Если твой рассказ пожиже развести, будет роман». Но я не развожу».

И объясняла, почему она не пишет романы, а только рассказы и повести: «Есть бегуны на короткие дистанции, а есть на длинные — спринтеры и стайеры. У кого какое дыхание. На то, чтобы написать роман, надо потратить очень много времени. А рассказ можно написать за месяц, за неделю».

Первый короткий рассказ Виктории Токаревой «День без вранья» был опубликован в 1964 году по совету писателя Владимира Войновича. И сразу – большая удача! По мотивам этого рассказа на киностудии «Мосфильм» в 1968 году была снята трагикомедия режиссера Алексея Коренева «Урок литературы».

К слову, Виктория Токарева утверждала, что этот рассказ вдохновил Михаила Задорнова: «Миша не знал, что Бог заложил в него писательские гены, а мой рассказ явился ключиком, пусковой кнопкой, которая выпустила гены на волю…»

Но и сама Токарева поняла, в чем ее призвание…

«Ночью мне приснился мой умерший отец. Он сказал странную фразу: «Отдай ботинки Петру».

Я, наверное, спросил бы у него: «Почему?» Поинтересовался бы, с какой стати я должен отдать Петру свои новые английские ботинки, но в этот момент в мою дверь постучали. Негромкий настойчивый стук будто выманил меня из сна», – так начинается повесть Виктории Токаревой «Ехал грека», по мотивам которой снят фильм «Шляпа» с Олегом Янковским в главной роли.

Герой повести Климов – музыкант, играет в ансамбле. Где-то в другом городе живут его бывшая жена и сын. Но теперь у него другая женщина по имени Мика, на которой он никак не решается жениться. Объясняет сам себе это так: «А не женимся мы потому, что я не могу никому принадлежать дольше, чем полтора часа в сутки. Когда истекают эти полтора часа, во мне развивается что-то вроде мании нетерпения. Мне хочется вскочить и бежать, как в атаку».

Климов должен улететь из Москвы на юг, но опаздывает на самолет. Улетает позже, а потом вдруг узнает, что самолет, на который он опаздал, разбился. А так как Климов был в списке пассажиров, его близким сообщают о его гибели. Когда же он возвращается домой, то узнает, что все в его жизни кардинально изменилось, он больше никому не нужен: и Мика нашла другого мужчину, и его место в ансамбле уже знаято. «Ботинки» пришлось отдать, эгоистичный Климов их не заслужил…

Но финал повести оставляет место для оптимизма: возможно, эти перемены – начало для новой, настоящей, а не фальшивой жизни?..

Герой повести «Талисман» девятиклассник Саша Дюкин по прозвищу «Дюк» на собрании класса заявил, что является талисманом. Его присутствие может служить гарантом благополучного исхода дела. Сказал он это больше из-за обидного мнения, что он парень хороший, но не более того, и что его нельзя назвать состоявшейся личностью.

В классе его заявление не произвело должного впечатления, но через некоторое время даже самые заядлые скептики убедились в обратном. Все, кто обращался за помощью к Саше, были удивлены исполнением любых своих желаний.

В их исполнении иногда не было ничего таинственного, так как «Талисман» заранее подготавливал ситуацию для успешного разрешения возникшей проблемы, а иногда случались чудесные совпадения.

Потом, после разговора с мамой, Саше стало совестно, что он создал себе репутацию не совсем честным путем. Он признался при всем классе в обмане, но ребята уже привыкли к его роли талисмана…

Среди книг, написанных в девяностые годы, – «Хэппи энд» (1995), «Самый счастливый день» (1995), «Вместо меня» (1995) и «Лошади с крыльями» (1996).

Писательница легко говорит о сложном. Так, о жизни и любви речь пошла в сборнике повестей «Птица счастья», о судьбе сильной женщины — в «Тихой музыке за стеной». Обе книги были выпущены в новом веке.

Виктория Токарева по-прежнему много пишет. В 2019-м из печати вышел новый сборник под названием «Жена поэта». Читатели отметили сходство главного героя с поэтом Андреем Дементьевым. Другой рассказ посвящен писателю Владимиру Войновичу.

В 2021 году вышел сборник ее рассказов «Ничем не интересуюсь, но все знаю».

К своему юбилею – в 2022 году Виктории Токаревой исполнилось 85 лет – она выпустила новый сборник рассказов под названием «Внутренний голос».

В 2023 году библиография писательницы пополнилась сборником «Между прочим…». Читатели смогли увидеть в героях новых рассказов отсылки к таким личностям, как Антон Чехов, Лев Толстой, Георгий Данелия и Федерико Феллини. Следует отметить, что известный итальянский режиссер Федерико Феллини обдумывал совместный проект с Викторией Токаревой, но в реализацию планов вмешалась его смерть. Но он оставил Токаревой письма, опубликовать которые она разрешила, только когда ее не станет.

Библиографию Виктории Токаревой составляют десятки произведений. Книги переведены на английский, французский, датский, итальянский, немецкий и китайский языки.

Викторию Токареву даже наделили статусом основоположницы современной женской прозы. Хотя правильнее, наверное, будет сказать так: у Токаревой не женская проза, а проза, написанная женщиной. А это большая разница!

Впрочем, сама Виктория Токарева утверждает, что никогда не думает о том, для кого сочинять – творит исключительно для себя…