Читай, город

Толен Абдикулы

Светлана ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

С 2007 года в Казахстане по инициативе Национальной академической библиотеки РК и Ассоциации библиотекарей РК при поддержке Министерства культуры РК проводится акция «Одна страна – одна книга».

Цель акции – продвижение лучших произведений национальной литературы, сохранение духовного наследия, приобщение к нему молодежи, духовное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, а также повышение интереса общества к отечественной литературе, в том числе к классике, современной литературе и поэзии.

В разные годы предлагались для всеобщего прочтения такие произведения, как Абай «Слова назидания», трилогия И.Есенберлина «Кочевники», С.Муратбеков «Запах полыни» и «На вершине Ушкары», Ф.Онгарсынова «Откровение», произведения О.Бокея, Ж.Аймаутова, Ж.Молдагалиева…

В 2023 году в рамках акции «Одна страна – одна книга» утверждено чтение произведений Толена Абдикулы (в литературе иногда его фамилия пишется чуть иначе Абдиков).

Писатель и общественный деятель Толен Абдикулы широко известен и читателям, и в литературной среде. Толен родился 4 сентября 1942 года в селе Енбек Жангельдинского района. В 1965 году окончил филологический факультет Казахского государственного университета.

В разные годы работал литературным сотрудником в газете «Қазақстан пионері», заведующим отделом в издательстве «Жалын», главным редактором киностудии «Казахфильм». С 1997 года – заместитель заведующего отделом внутренней политики в администрации Президента Республики Казахстан.

Толен Абдикулы – один из немногих, кто наряду с государственной работой не отходил от творчества. Занимая гражданскую позицию, умел ее отстаивать.

О том, что его талант особенный, свидетельствуют его прекрасные произведения, написанные им с глубоким чувством и сердцем. По его пьесам ставились спектакли, а по сценариям снимались фильмы. Все эти работы пользовались популярностью и заслужили глубокое уважение.

Первый рассказ Абдикулы под названием «Райхан» напечатан в 1964 году в сборнике рассказов молодых писателей Казахстана «Таңғы шық» («Утренняя роса»). Позже вышли в свет сборники рассказов и повестей: «Көкжиек» («Горизонт»), «Ақиқат» («Истина»), «Күзгі жапырақтар» («Осенние листья»), «Айтылмаған ақиқат» («Нерассказанная истина»), роман «Өлі ара», посвящённый годам коллективизации в Казахстане.

В своих произведениях Т.Абдикулы стремится раскрыть сложную реальность противоречивых явлений жизни, человеческих отношений. Его произведения привлекают внимание не только естественным изображением момента человеческой жизни, но и эмоциональной составляющей рассказа.

Толена Абдикулы волнуют проблемы сохранения казахского языка, традиций, культуры. Таков один из его рассказов «Гости», посвященный вечной теме отцов и детей. В аул к старикам-родителям приезжает в отпуск сын-геолог с женой и малолетним сынишкой. Старики, изнывая в своем нетерпеливом родительском ожидании, обсуждают жизненно важный для них вопрос: оставят ли им на воспитание семилетнего внука или им самим придется перебираться в город? Как того хочет сын? В ходе повествования выясняется, что сноха стариков, жена Сапабека, не говорит по-казахски. Не владеет казахской речью и внук хозяев, и ответственность за это геолог возлагает на мать мальчика, светлоглазую и светловолосую Тому. Однако не только языковой барьер, воздвигнутый новым временем, отдаляет поколения родителей и детей. Чуждыми отцу Сапабека Ергабылу видятся и ценности, которыми живет их сын. Его рассказы о зарубежных поездках, о важности геологических изысканий не трогают аульных аксакалов.

Заканчивается рассказ тем, что Сапабек увозит сынишку в город, объясняя этот шаг необходимостью обучать его в русской школе.

«И старику вдруг стало тяжело от того, что между ним и сыном пролегла огромная пропасть, но главным были не слова сына, а его состояние». Так, без лишних слов писатель затрагивает одну из самых болевых точек современности. Противостояние и разрыв старого и нового, аула и города, традиций и новых веяний в этом небольшом рассказе остаются актуальными по сей день.

Вечной теме отцов и детей посвящена повесть «Отцово прощание». Главный герой, получив телеграмму о том, что его отец в тяжелом состоянии, приезжает в аул. На страницах произведения воссоздается история семьи, полная трагедий и изломов человеческих жизней. Это произведение о том, как важно знать историю своей семьи, беречь своих родителей.

Для Толена Абдикулы часто используемым приемом становится мотив возвращения к прошлому. Недаром само это понятие дает название одной из его известных повестей. «Возвращение» – повесть о нереализованном чувстве, в которой главный герой Абдукарим рассказывает собственную историю трогательной детской дружбы и любви. Батима, подруга детства, односельчанка, с которой Абдукарима связывали и трудные годы войны, и наивные детские игры, и первое пробуждение взаимного влечения, была отвергнута им в середине повествования и стала недосягаемой в конце.

Следует отметить, что Толен Абдикулы – писатель достаточно многогранный. Довольно неожиданно было прочесть его повесть «Мерцают адские огни». Главный герой – Эдуард Бейкер, доктор, ученый-исследователь, на его счету немало уникальных операций и спасенных жизней. Но его личная жизнь полна тайн. Приезд журналиста переворачивает его спокойную жизнь. Мы узнаем историю аракуанского мальчика Кияку, чудом спасшегося от кровавой расправы над его соплеменниками. Он проходит через все испытания судьбы: теряет всех близких, попадает в руки золотоискателей; спасается от их пуль, когда они его делают живой мишенью; бросается с обрыва и долго плывет под водой, выдерживает испытание голодом и жаждой; полуживым оказывается на каучуковой фабрике и попадает в добрые руки негра Перри, получает новое имя Эдуард. Когда погибает его приемный отец, находит работу, поступает в колледж при университете, под руководством другого одинокого гения от науки Джорджа Бейкера начинает служить медицине и посвящает свою жизнь спасению многих людей. Трагедия малых народов, чьи земли были и остаются лакомым куском для хищнических устремлений колонизаторов, показана в повести с беспощадной правдивостью. Физическое истребление коренных жителей американского континента, замаскированное лживой риторикой об «исторической необходимости» и «исторической целесообразности», предстает в повести казахского писателя рельефно и достоверно.

Еще одно произведение Толена Абдикулы – повесть «Правая рука» – стало литературной сенсацией. Повествование ведется от имени молодого врача психиатрической больницы и посвящено истории болезни семнадцатилетней Алмы. Красивая и трогательная, Алма взволновала душу врача. Проникаясь ее болью, врач влюбляется в юную красавицу, терзаемую тяжелым психическим недугом. Алма оказывается перед дилеммой, когда на нее нападает ее собственная рука, которая влияет на жизнь непостижимой силой. Два мира в одном человеке, два «я», две руки – враги друг друга. Левая рука Алмы «мягкая» и стремится только к добру, в то время как ее правая рука медленно движется, как «змея», и ожесточает девушку, а когда она впадает в глубокий сон, творит зло. Описание двух разных противоборствующих сил на одном и том же человеке позволило писателю точнее и ярче описать противоречия в явлениях жизни.

В 2002 году была написана повесть «Парасат майданы» («Разума пылающая война»). «Война умов» – это душа писателя, обращенная к человечеству; заповедь души, погруженной в  тайны жизни, завещание предкам. Повесть на новом жизненном витке писателя возвращает к его излюбленной и неизменно волнующей человечество теме. Тесное переплетение света и тьмы, черного и белого, правды и лжи. Бесплодные рассуждения об этом, исходящие от психически нездорового человека, композиционно-стройно укладываются в дневник пациента психиатрической лечебницы и переписку с «незнакомцем», которым, в конце концов, оказывается он сам. Мы видим, что Толен Абдикулы в этом философском произведении думает о будущем общества. Эта повесть завоевала приз ПЕН-клуба, автор был награжден международной медалью им. Франца Кафки.

За большой вклад в развитие отечественной литературы Толену Абдикулы присвоено почётное звание Заслуженный деятель Республики Казахстан, он награжден орденами «Парасат», «Барыс» первой степени. Кроме того, он обладатель Европейской золотой медали (2003), Государственной премии Казахстана (2004). Десять лет назад писатель был признан по версии тюркского мира «Человеком года».

Толена Абдикулы по праву называют писателем, привнесшим в казахскую прозу новое звучание, оригинальные темы и образы. В его рассказах и повестях ощущается качественное и разностороннее знакомство с современной и классической мировой литературой, стремление расширить собственную образно-выразительную палитру, насытив ее проникновением в секреты человеческой психики и сознания.

Сам же писатель так говорил в одном из своих интервью: «На процесс моего становления как писателя большое влияние оказали русская и мировая литература. В моем понимании классическая художественная литература не делится на национальности. Трудно сказать, что Толстой и Достоевский принадлежат только русским. Написанные ими произведения нельзя вставить в рамки одной нации, они общие для всего человечества. В Европе почитателей Достоевского намного больше, чем в России. Потому что великие произведения пропагандируют общечеловеческие ценности…»