«Читай, город»!

Николай Лесков

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

Вроде бы, Николай Лесков – признанный классик русской литературы, но как-то стоит ниже Гоголя, Достоевского, Льва Толстого, Тургенева, Чехова, Горького. Вот многие ли сейчас смогут вспомнить его отчество и назвать хотя бы пять его произведений?

Не знаю, как сейчас, но раньше его творчество даже в школе не проходили – за исключением небольшого рассказа «Левша». Так что читателей у ЛЕСКОВА немного, еще меньше почитателей.

И были на то некоторые причины.

Еще в XIX веке за Николаем Семеновичем ЛЕСКОВЫМ закрепилась репутация славянофила и консерватора, автора «пасквильных» романов, либерально-демократическая критика даже пыталась «запретить» ЛЕСКОВА.

Томас МАНН писал о ЛЕСКОВЕ: «Неизвестность его имени – дело особое… Русская критика не любила и не любит называть это имя, хотя иной раз, например, устами Венгерова, ей приходилось признать, что «по художественной силе» Лесков «не уступает никому из великих мастеров» и «что ни один русский писатель не обладает такой неисчерпаемой изобретательностью».

Странно, но славянофилов не праздновали и во времена СССР, хотя казалось бы: славянофилы почитали все русское, выступали за развитие особого русского пути, примерно той же политики – во всяком случае, на словах — придерживались и в Советском Союзе.

Но был ли Николай ЛЕСКОВ славянофилом и большим почитателем всего русского? Сложный вопрос! Взять хотя бы тот же рассказ «Левша» — о русских умельцах, которые подковали блоху. Они действительно проявили мастерство тонкой и точной работы, сумели удивить англичан, но на что в итоге это мастерство было направлено? Только лишь на то, чтобы испортить игрушку – после того, как блоху подковали, она перестала плясать.

Нет ли здесь намека на тот самый «особый русский путь»?

Или эпизод из повести «Очарованный странник», лучшей, которую я прочитал у ЛЕСКОВА. Повествование ведется от лица Ивана Северьяныча ФЛЯГИНА. Долгие годы он прожил в плену у, как он их называет, татар – у кочевников. Те ФЛЯГИНА по-своему любили, давали ему жен, хотя и изуродовали ему ноги, чтобы он не смог убежать.

Иван Северьяныч все-таки сбежал, вышел к людям, но сразу опасался показаться им на глаза: вдруг это татары?

И вот тот самый эпизод, который меня позабавил.

«Подполз еще ближе: гляжу, крестятся и водку пьют – ну, значит, русские!.. Тут я и выскочил из травы и объявился. Это, вышло, ватага рыбацкая: рыбу ловили. Они меня, как надо землякам, ласково приняли и говорят:

— Пей водку!

Я отвечаю:

— Я, братцы мои, от нее, с татарвой живучи, совсем отвык.

— Ну, ничего, — говорят, — здесь своя нация, опять привыкнешь: пей!»

Добавлю, что Иван Северьяныч придерживается сомнительного принципа: «Чем больше повиноваться, тем человеку спокойнее жить».

Так что ЛЕСКОВ прекрасно видел все недостатки русской жизни и не молчал о них.

Об особенностях «русского характера» ЛЕСКОВ тоже говорит открыто. Есть у него, разумеется, и положительные герои, которым посвящен целый цикл произведений «Праведники». Но есть и такие, как Катерина ИЗМАЙЛОВА, героиня одного из самых известных произведений Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», хладнокровно убившая несколько человек (в том числе и ребенка) ради своего любовника.

Героиня другой повести «Воительница» Домна Платоновна никого не убивала, напротив, она считает себя чуть ли не праведницей, усердно молится Богу, но с чистой совестью продает богатому мужчине женщину, которая попала в беду.

А вот консерватором и противником революционных преобразований ЛЕСКОВ был на самом деле, что после революции ему так и не смогли простить.

Так, в 1864 году был опубликован роман ЛЕСКОВА «Некуда», который разъярил на только либералов, но и радикалов. Именно этот первый роман — в политическом отношении радикальный дебют — на многие годы предопределил особое место ЛЕСКОВА в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Ходили слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы, лишив возможности печататься в популярных журналах.

В 1870 году Николай ЛЕСКОВ опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной.

Когда я читал роман, то нашел некоторое сходство с «Бесами» ДОСТОЕВСКОГО. В «Бесах» тоже не революционеры, а, скорее, преступники да и герои двух этих романов, Павел ГОРДАНОВ и Петр ВЕРХОВЕНСКИЙ, очень похожи – оба циники, не имеющие моральных принципов. Да и фамилии у обоих говорящие.

У меня даже возникла мысль: не повлияли ли «Бесы» на ЛЕСКОВА, когда он писал свой роман? Нет, не повлияли и повлиять не могли – «На ножах» написан чуть раньше.

Этот роман показался мне не самым удачным произведением ЛЕСКОВА: он не просто растянут, но многословен, нет в нем характерного лесковского стиля. Да и сам писатель был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. А некоторые современники (в частности, ДОСТОЕВСКИЙ) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий.

Тем не менее ЛЕСКОВ точно изобразил портрет так называемых «демократов» и предвидел, по какой дороге они могут повести страну. Очень понравилась мне фраза из романа, сказанная о литераторах, поставляющих а газеты различные статейки: «Продолжительное кривлянье имеет два роковых исхода: для людей искренне заблуждающихся грозит потерей смысла и способности различать добро от зла в теории, а для других – потерей совести». Разве не актуально звучит?

Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал Максим ГОРЬКИЙ, «…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений ЛЕСКОВА стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства.

Одним из самых удачных произведений ЛЕСКОВА считается роман «Соборяне». Основной его темой стало противодействие «истинного» христианства казённому, что впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех».

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован» и другие). Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом».

В 1890-х годах ЛЕСКОВ в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер.

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чёртовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл БРЮЛЛОВ, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать ЛЕСКОВ и повесть «Заячий ремиз»…

Всплеск интереса к творчеству ЛЕСКОВА и переоценка его места в русской литературе относятся к годам предреволюционного модернизма. В это время ЛЕСКОВ становится модным автором, а Игорь СЕВЕРЯНИН даже провозглашает его «прозёванным гением». Алексей РЕМИЗОВ ставил его «на первое место в литературе». Евгений ЗАМЯТИН также «из русских классиков облюбовал Лескова — и затейливый бытовой сказ Лескова заполнил своею, книжной иронией».

После революции 1917 года ЛЕСКОВ был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы были преданы забвению. И лишь во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956-1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах»…

Но творчество Николая Семеновича ЛЕСКОВА все-таки было по достоинству оценено еще во времена СССР. В 1974 году в Орле на территории литературного заповедника открыт дом-музей Н. С. ЛЕСКОВА. К 150-летию со дня рождения писателя в том же городе установлен памятник ЛЕСКОВУ.