Мухтар Магауин
Светлана ПОЛИВОДА
Фото из интернета
10 января 2025 года в США умер Мухтар Магауин, один из лучших современных казахских писателей. Ему было 84 года.
Мухтар МАГАУИН – прозаик, исследователь фольклорного наследия казахов, публицист. Он родился в селе Баршатас (Семипалатинская область). Окончил казахское отделение филологического факультета Казахского государственного университета, позже – аспирантуру.
После защиты диссертации начинающий казахский писатель посвятил себя преподавательской и научной деятельности, в том числе в качестве старшего научного сотрудника в Институте литературы и искусства им. М.О.Ауэзова. Работал Магауин лектором в московском Литературном институте имени А.М. Горького, где читал спецкурс о казахском фольклоре. Он работал доцентом кафедры казахской литературы в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. После работы в издательстве «Жазушы» в 1980-е годы Магауин сотрудничал с журналом «Жулдыз», а также вошел в казахстанский Союз писателей, был избран его секретарем.
Ярким явлением в отечественном литературоведении стала исследовательская работа молодого писателя «Напевы кобыза», в которой впервые было систематизировано и поставлено на научную основу изучение многообразного и разножанрового творческого наследия казахских акынов и жырау XV–XVIII веков. Его последующий труд «Азбука казахской истории» стал важным вкладом в осмысление исторического пути Казахстана.
Но широкую известность приобрели самобытные художественные произведения Магауина, в центре внимания которых – духовный мир современников, вопросы морали и нравственности, социальные проблемы и поиски их решения. Его рассказы, повести и романы роднит общая идея непрерывности исторического развития и преемственности поколений.
Наиболее полно сила художественного таланта Магауина проявилась в его знаменитой исторической дилогии, состоящей из романов «Вешние снега» и «Смутное время». Она повествует о событиях конца XVI и начала XVIII века в Казахской степи и Московии, о первых попытках установить дружественные отношения между двумя народами.
В 1594 году в Москву прибыло посольство из казахских степей просить подданства великой Московии. Посредниками выступали султан Ораз-Мухамед и замечательный ученый, мыслитель Кадыргали Жалаир. Об их миссии и замечательной судьбе Ораз-Мухамеда, участвовавшего в походах русских войск и назначенного за особые заслуги ханом города Касимова на Рязанщине, и повествуется в романе. Первая книга дилогии возвращает нас к тяжелому периоду в истории казахского народа, на который выпали юношеские годы героя. Вторая книга дает широкую панораму жизни Ораз-Мухамеда на Руси, картины голода и политических столкновений претендентов на российскую корону. Это произведение – не просто исторический роман, а настоящая поэма о человеческой судьбе, наполненная трагедией, доблестью и неизбежностью жизненных поворотов. Это рассказ о неизбежности перемен, о том, как время, подобно весенним снегам, стирает прошлое и приносит новое. Но, несмотря на течение времени, остается нечто вечное – память, традиции и дух народа. Этот роман принес прозаику Государственную премию Казахской ССР имени Абая.
Повесть «Дети одного отца» без слез не прочтешь. Осиротевших детей привозят в тыл и раздают по казахским семьям. Многие председатели колхозов по дороге разобрали детей постарше – для рабочей силы. Ведь оставшиеся в ауле мужчины были либо инвалидами-фронтовиками, либо стариками, потерявшими сыновей. В итоге в дальний колхоз привозят всего шесть маленьких детей, среди которых были казахи, татарин, русские и немец. Конечно, побуждения жителей аула, взявших детей в свои семьи, чисты и благородны. Но как показывает писатель, этого еще мало. Нужно найти путь к детской душе. Не просто сложились отношения одинокой Сакыпжамал и усыновленного Якова.
К сожалению, национальность мальчика Зигфрида не давала покоя некоторым жителям аула. Ведь много аульчан полегли от рук фашистов, но дети не могут отвечать за грехи отцов. Тем весомее завучат слова аксакала Ахмета.
«Если хотите знать, – сказал Ахмет, – всякий, кто разделяет людей, называя их орыс, или казах, или немис, нарушает учение пророка и берет на свою душу великий грех».
Глубоко драматична судьба маленьких братьев – Нартая и Ертая. Они были отданы в разные семьи. Приемные родители Ертая старались, чтобы шестилетний мальчик начисто забыл прошлое, не давали братьям встречаться, гнали Нартая от своего дома. И дети решили идти разыскивать настоящего отца и погибли в зимней буранной степи. Зато в других семьях дети встречали не только любовь, но и понимание и выросли настоящими людьми.
По названию повести «Гибель борзого» без труда можно понять, что речь пойдёт о породистом псе. Повесть начинается со сцены, когда смертельно раненый Лашын, с изувеченной лапой, добрался, наконец, до могилы своего хозяина. Автор обращается к первым месяцам жизни щенка, постепенному накоплению псом опыта жизни, параллельно повествуется о трагической судьбе его хозяина. Подобно человеку, животное наблюдает за происходящими вокруг событиями, размышляет о превратностях судьбы. Чем более удивительным представляется ему мир людей, тем более загадочным оказывается его собственное происхождение.
Еще один роман Мухтара Магауина «Голубое марево» переносит нас в соерменное время и увлекательно повествует о судьбе молодого аспиранта-востоковеда Едиге. Читатель охотно познакомится с полной труда жизнью аспирантов, с картинами студенческих будней. Можно сказать, что «Голубое марево» – это роман о потерях. Тех потерях, которые неизбежны во время становления и возмужания характера, а еще он о любви и одиночестве.
Следует сказать, что Магауин понимает, что в каждом человеке – пусть в разных пропорциях – перемешано хорошее и дурное. Однако есть моральные границы, перейдя которые человек теряет право на сочувствие. Так, он беспощаден к Бексеиту и Гульжихан, героям повести «Смуглянка». Молодой ученый Бексеит примеряясь к обстоятельствам, походя растоптал самое дорогое, что дала ему судьба – любовь, семью, ради ученой карьеры предал свой дар, поступился честью в науке.
Стоит отметить, что перу Мухтара МАГАУИНА принадлежат также переводы на казахский язык сборника избранных рассказов Соммерсета Моэма, романа Генри Хаггарда «Копи царя Соломона», пьеса Николая Погодина «Кремлевские куранты»… Он глубоко верил в то, что литература должна быть доступна широкой аудитории, независимо от языкового барьера.
За свою деятельность Мухтар МАГАУИН был удостоен многих наград. В 1984 году он получил государственную премию Казахской ССР имени Абая. В 1997 году удостоился международной премии Фонда деятелей искусств и писателей Турции «За заслуги перед тюркским миром». В 2005-м – государственная награда от имени президента Казахстана за заслуги перед государством – орден «Парасат».
Мухтар МАГАУИН с 2006 года жил за пределами Казахстана – в Чехии, Турции, США. Он не терял связь с родиной и следил за событиями в Казахстане. Писатель негативно относился к авторитарным тенденциям в казахстанской политике, критиковал закон, позволяющий продажу земли, выступал за сохранение истоков, казахского языка и культуры.
Мухтар МАГАУИН оставил после себя богатое литературное наследие, которое продолжает оказывать глубокое влияние на казахскую литературу. Его произведения не просто отражают историю и культуру казахского народа, они формируют национальное самосознание и являются неотъемлемой частью культурного кода казахов.
И если вы еще не читали произведения Мухтара Магауина, то приглашаем вас в библиотеки города Лисаковска, где вы сможете найти его произведения на казахском и русском языках.