Дистанция в честь просветителя

Кайрат Тулебаев посвятил велопробег ИбраюАлтынсарину

Олег ПОЛИВОДА

Фото предоставлено Кайратом ТУЛЕБАЕВЫМ

В этом году известному казахстанскому просветителю и писателю Ибраю Алтынсарину исполняется 180 лет. Отмечать его юбилей планируют традиционно: конференции, «круглые столы», тематические выставки…

Но есть свои традиции и у жителя ЛисаковскаКайратаТУЛЕБАЕВА:любые торжественные даты он отмечает велопробегом. На сей раз в честь Ибрая Алтынсарина, естественно.

Сначала Кайрат решил «прокатиться» на велосипеде в поселок имени Алтынсарина Камыстинского района. И на следующий день – в Костанай, к мавзолею Алтынсарина. Не самый ближний свет, между прочим. Тем более – в такую жару!

Из Лисаковска Кайрат Тулебаев и группа сопровождения выехали 26 августа. Но группа сопровождения – лишь до «пьяного бугра», а дальше отправились трое велосипедистов: сам Кайрат, девятиклассник Егор РУБАНОВи работник КБРУ ЕрланЖУНУСОВ.

Впрочем, Ерлан ехать до Алтынсарина не собирался, потому что на следующий день ему надо было выходить на работу. Поэтому он запланировал для себя «небольшой» круг километров в 200: Лисаковск – Денисовка – Покровка – Лисаковск.

А вот Кайрат и Егор собирались не только доехать до Алтынсарина, но в тот же день вернуться обратно. То есть «сделать» за день более 300 км. А утром, напомню, еще и отправиться в Костанай.

Но в помощь велосипедистам от Лисаковского филиала партии «Нур Отан» была выделена машина сопровождения, а в машине сидел один скептик (или, если хотите, реалист) – ваш покорный слуга. А потому я еще в Лисаковске объявил: сомнительно. Знаю, что по себе людей не судят, но я судил именно по себе.

Ехали они, однако, бодро, без остановок. Но я и сам когда-то занимался велотуризмом, а потому знаю, что у каждого велосипедиста есть свой удобный темп: одни любят побыстрее, другие – помедленнее. У Ерлана Жунусова, как он сам пояснил, удобная скорость – 20 км/ч. И Кайрат с Егором, чтобы не разбивать группу, ехали с той же скоростью.

Первую большую остановку сделали только за Денисовкой, где мы пообедали в придорожном кафе.

Насколько тяжело дался этот этап велосипедистам, судить не берусь. Но вот я, хотя и сидел в автомобиле на пассажирском кресле, немного устал. Я ведь говорил – жара!

Едва вышли мы из кафе, как мне позвонил наш бывший земляк, а ныне житель КостанаяСерикЖИЕНАЛИН.В тот день Серик был в Лисаковске и случайно узнал о велопробеге. И даже напутствовал велосипедистов перед отъездом.

Но напутствие – это одно. Сказал свои слова и ушел домой. Но это не про Серика. Он всегда, даже издалека держит ситуацию под контролем и старается помочь путешественникам. Серик Жиеналин – самый надежный человек, которого я встречал в своей жизни.

Вот и на этот раз Серик не стал пускать дело на самотек, а позвонил в Алтынсарино. И сообщил мне:

– Похоже, вас там никто не ждет. Все руководство поселка в отъезде.

Я не стал спрашивать, что нам делать. Потому что знал: Серик не только выявляет проблемы, но сам же и решает их.

С СерикомЖиеналиным я некогда путешествовал на велосипеде по Костанайской области, а потому знаю и другое: в каждом поселке у него либо родственник, либо знакомый. А потому можно было не сомневаться: есть таковой и в поселке имени Алтынсарина.

– У меня в Алтынсарино есть друг, Володя Кравцов, – продолжал Серик. – Он вас там встретит.

Что и требовалось доказать.

Но Серик добавил:

– В поселке есть музей ретро-автомобилей. Обязательно там побывайте! Вот только он закрывается в шесть часов. Вы успеете до шести?

– Можем и не успеть!

– Ладно, я позвоню Володе! Он решит. Ты тоже не теряйся! Звони, держи в курсе!

Пока я разговаривал по телефону, велосипедисты уехали вперед.

– Догоняйте! – крикнул перед отъездом Кайрат.

Конечно, догоним. На машине-то! Кто бы сомневался!

И догнали, и перегнали. Остановились лишь на повороте на Покровку, дожидаясь наших велотуристов.

Здесь мы и распрощались с Ерланом. После чего Кайрат и Егор темп прибавили: ехали уже километров 25-30 в час. Мы специально пристраивались позади, чтобы замерить их скорость.

Но потом опять их обогнали и улетели вперед. Мы постоянно так делали на машине: оторвемся километров на 20, а потом поджидаем их.

На этот раз остановились мы за поселком Шункуркуль, возле озера.Немного освежились. Ждем. Позади – 100 км.

Минут через сорок показались и наши велосипедисты. Егор устал. Поэтому мы разобрали его велосипед и положили в багажник. Сам Егор пристроился на заднем сиденье. Кайрат теперь ехал один.

Но в одиночку ему было, видимо, полегче, скорость он прибавил: больше 35 км/ч. Мы его обгоняли, а потом ждали: возле поворота на Камысты, перед Бестобе и, наконец, у поворота на Алтынсарино.

Здесь я и позвонил Серику, Серик перезвонил Владимиру, и Владимир КРАВЦОВвыехал нам навстречу. Тоже на велосипеде, кстати.

Познакомились. Выяснили, что у меня с ним немало общих знакомых. Да и как им не быть, если я сам родом из того же района? Владимир преподавал в школе биологию и химию, а теперь на пенсии. Хотя продолжает работать: несколько часов в школе у него осталось.

Я раньше бывал в Алтынсарино, но давно: в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Вместе с совхозной командой приезжал сюда играть в футбол.

В то время совхоз имени Алтынсарина мало чем отличался от других совхозов Камышнинского (так он назывался в прошлом) района: не хуже, но и вряд ли лучше. Но времена изменились, теперь он, без сомнения, лучший. Многие совхозы Камыстинского района нынче лежат в развалинах, но вот в Алтынсарино не только сохранили то, что было построено при социализме, но построили и немало нового.

На краю поселка под погрузкой стоят вагоны для перевозки зерна. Сам поселок утопает в зелени. Есть здесь современная столовая (мы ее посетили, разумеется), гостиница. Лично на меня произвел большое впечатление парк. Есть здесь, например, шахматная беседка с фотографиями чемпионов мира, фонтаны, бассейн на улице, в котором купались дети, мостики, достаточно длинная «китайская стена», поверху которой можно ходить, скульптура «Белоснежка и семь гномов»…

– Когда-то на этом постаменте стоял памятник Ленину, – пояснил Владимир, указав на «Белоснежку».– Но потом его забрали на реставрацию и не вернули.

Наверное, это символично. Ведь и сам Ленин – такой Ленин, о котором писали в советских книгах – отчасти был сказочным персонажем.

Однако в Алтынсарино вы увидите не только сказку, но и узнаете о жизни поселка и его тружеников. Есть здесь аллея своих героев: на стелах написаны фамилии лучших механизаторов, животноводов, водителей, представителей интеллигенции…

Но и, конечно, – музей. Хотя мы и приехали поздно, но Владимир КРАВЦОВрешил вопрос: ради нас этот музей открыли.

Под крышей стоят восемь тракторов. Но не современных, а тех, на которых работали еще первоцелинники.

Владимир указал нам на один трактор и сказал:

– Он сорок лет пролежал под водой. Я даже знал человека, который по молодости этот трактор «утопил». Но теперь достали и отремонтировали.

Автомобили я считать не стал, но их там около тридцати. И легковые, и грузовые. И все тоже – из прошлого. Есть даже правительственный автомобиль. А на стекле одного из легковых автомобилей приклеена надпись: участвовал в параде ретро-автомобилей в Лисаковске.

И знаете, что самое интересное? Вся эта техника – «на ходу», после посевной участвует в параде ретро-техники, который ежегодно проводится в поселке.

Есть очень старые телевизоры и проигрыватели, я таких и не застал. Нас заверили: они тоже в рабочем состоянии. Ордена, медали, старые монеты и облигации, вагончик, в котором жили первоцелинники…

На одной из старых фотографий стоят люди возле такого же вагончика.

– Может быть, именно возле этого вагончика они и сфотографировались, – сказал Владимир КРАВЦОВ.

А еще в музее есть автобус с Байконура, на котором возили космонавтов.

– Всего было три таких автобуса, – рассказала нам работник музея Алтыншаш МАЛИКОВА.– Но один сгорел, второй остался на Байконуре, а третий – у нас…

В этот автобус разрешено заходить. Я зашел и почувствовал себя космонавтом.

Вы представляете? Такому музею и в большом городе могут позавидовать…

Но пора было возвращаться. Ни о каком велосипеде не могло быть и речи – 8 часов вечера. Поэтому и велосипед Кайрата оказался в багажнике, а сам Кайрат в салоне автомобиля. Домой!

Но на следующий день – уже без меня – Кайрат и Егор уехали на велосипедах в Костанай, побывали у мавзолея Ибрая Алтынсарина.

А еще через день в Костанай приехали велотуристы из Нур-Султана. И свой велопробег они тоже посвятили памяти Ибрая Алтынсарина…