Есть над чем работать

Состоялось традиционное 51-е августовское совещание педагогов города

Максим СУШКО

Фото автора

 

29 августа их собрали в конференц-зале акимата. Тема конференции в этом году звучала так – «Справедливый Казахстан: качественное образование, честное поколение, успешная нация».

 

ПОКАЗАТЕЛИ И ЦЕЛИ

С основным докладом «Образование – один из главных приоритетов развития человеческого капитала» выступила руководитель отдела образования Елена БУРДЫКА.

Одним из показателей уровня профессиональной подготовки педагогов города, по словам Елены БУРДЫКИ, следует рассматривать тот факт, что в городе ведут исследовательскую работу по теме «Раскрытие воспитательного потенциала STEM – образования» международные экспериментальные площадки в 4-х детских дошкольных организациях («Мурагер», «Болашак», «Ивушка», «Балапан») и в школе-лицее по теме ««Преемственность дошкольного и начального образования при реализации STEM – образования». Общеобразовательная школа №1, успешно завершив деятельность городской площадки по теме «Адаптация и социализация обучающихся с особыми образовательными потребностями», вышла на областной уровень.

Нельзя не оценить исследовательскую работу педагогических кадров по осмыслению учебно-воспитательного процесса; наши педагоги – участники научно-практических конференций, разработчики учебников, программ. Надо отметить работу в этом направлении Лауто Оксаны Анатольевны, Зворыгиной Валентины Николаевны, Горбуновой Елены Владимировны, Илющенко Анны Александровны, Пастуховой Натальи Павловны, Пастуховой Ирины Владимировны, Тулебаевой Дарии Жуматовны, Киль Елены Дмитриевны.

«В результате мониторинга и анализа успеваемости в школах города за три года была выявлена отрицательная динамика по некоторым предметам, – подчеркнула Елена БУРДЫКА. – К примеру, отрицательная динамика -3,1% по русскому языку в 10-11 классах, по истории Казахстана -2,5%. Наибольшее понижение результатов наблюдается по предметам естественно-математического направления в 10-11 классах: алгебра — 4,4%, физика-11,1%, химия — 9%».

Все это, как отметила Елена Александровна, указывает на недостаточность мер, предпринимаемых школами для повышения качества знаний. «Для того чтобы учебно-воспитательный процесс был результативным, администрации школ необходимо персонализировать как методическую помощь учителю, так и дидактическую – ученику, активно привлекать к соуправлению педагогов – мастеров, педагогов – исследователей, – продолжила руководитель отдела образования.Качественный состав педагогических кадров показывает достаточное количество учителей с высокой категорией: из 336 педагогов 5 (пятеро) имеют категорию «педагог – мастер», 72 – «педагог-исследователь», 90 – педагог — эксперт», что составляет 39% от общего числа педагогических кадров. И это должно быть фактором, способствующим качественному учебно-воспитательному процессу».

Как заявила Елена БУРДЫКА, мониторинг успеваемости высветил проблемы, не столько связанные с качеством преподавания, сколько с качеством управления образовательным процессом, в частности, с функциями педагогического анализа, регулирования и контроля. Недооценка всех управленческих функций директора школы приводит к снижению конечного результата – качества успеваемости учащихся.

Еще одним из показателей качества знаний учащихся являются также их достижения в многочисленных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях научных проектов. Из 54 исследовательских проектов, представленных на городской этап, 43 получили призовые места, что составляет 79% от общего числа участников, но на 2% ниже прошлогоднего результата. Стоит отметить, что уже второй год подряд школы № 1, №4, школа имени Абая, Октябрьская школа и школа-лицей выставляют больше всего работ и показывают большой процент качества: из выставленных работ 80-100% – призовые места.

Свою лепту в результативность вносят и инновационные школы: результативность в городском этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам составила в школе-лицее 77%, в школе – гимназии — 67%. Поруков Владислав, ученик школы – лицея, второй год подряд входит в состав сборной области и занял 2 место на республиканском этапе предметной олимпиады по географии (1-ое было в 2022 году, учитель Есионова Алла Николаевна). Однако слабым звеном в этом направлении является работа с учащимися по подготовке к научным проектам. Уже на этапе выбора темы исследования отмечается недостаточная работа отдельных научных руководителей. В недостаточной мере используются практические методы по проведению исследований. Не прослеживается выполнение рекомендаций по доработке проектов для представления на областном конкурсе. А ведь это непосредственная работа заместителей директора и руководителя по научной работе. «Следует отметить, что потенциал наш не исчерпан и для достижения лучших результатов в школах необходимо систематически использовать практические методы по проведению исследований, экспериментов, обеспечить целенаправленное руководство и контроль этого важного направления учебной деятельности», – сказала Елена Александровна.

Современные учебные программы дошкольного обучения и воспитания отвечают принципам доступности и преемственности, а организации дошкольного образования используют в учебно-воспитательном процессе инновационные технологии. Ежегодно отдел образования совместно с образовательными фондами проводит Межрегиональный турнир по робототехнике и инновационным технологиям среди детей дошкольного возраста. Воспитанники педагогов-дошкольников Худяковой Ирины Николаевны, Ушета Валентины Ивановны, Григоровой Алены Евгеньевны, Фонград Веры Александровны не только активные участники, но и призеры межрегиональных турниров по робототехнике и инновационным технологиям среди детей дошкольного возраста, педагоги Истомина Марина Степановна, Челогузова Валентина Александровна, Порукова Наталья Анатольевна – создатели и призеры конкурсов анимационных и мультипликационных фильмов. В рамках реализации концептуальных идей государственной программы «Рухани Жаңғыру» прошел республиканский конкурс «Лучший специалист РК», в котором победителем стала методист отдела образования по дошкольному образованию Яндулова Т.Л.

Организация наставничества, школа молодого учителя, методическая помощь — все это направлено на создание по-настоящему профессиональной образовательной среды. У нас трудятся молодые, интересные педагоги, которые не боятся экспериментировать и повышают престиж учебных заведений.

В рамках проекта «Читающая школа» усиливается деятельность школьных библиотек, существенно обновляются фонды художественной литературы на трех языках. В 5 школах города: в школе №1, 4, имени Абая, школе-лицее и Октябрьской школе – обновлена материально-техническая база, оформлено пространство внеурочной деятельности, созданы коворкинг — зоны, увеличивается количество оцифрованных документов.

Аким города Абай ИБРАЕВ отметил, что есть опущения, их необходимо устранять в предстоящем учебном году: «От системы образования зависит развитие любой страны».

С докладами на августовском совещании выступили: директор школы-гимназии Елена ГОРБУНОВА, заведующая ясли-сада «Мурагер» Гульбану НУРСЕИТОВА, директор Центра детского и юношеского творчества Лариса РОМАНОВСКАЯ, заместитель директора Октябрьской общеобразовательной школы Ирина ПАСТУХОВА, учитель ОШ №1 Кристина ШВЕЦОВА и учитель ОШ №6 Оксана ЛАУТО.

Абай ИБРАЕВ остановился на некоторых моментах – озвучил создание спортплощадки при школе-лицее, выделил завершившийся ремонт лагеря «Алый парус» и предстоящую реконструкцию здания в центре города под Дом творчества.

 

ВЗГЛЯД ИЗ ОБЛАСТИ

Кстати, помощи и содействия в выделении средств для этих целей глава Лисаковска попросил присутствующего на совещании заместителя руководителя Управления образования Костанайской области Аблая УМАРОВА. Он, в частности, в своем выступлении сказал, что до конца учебного года в лисаковских школах появится 4 новых кабинета робототехники. «В этом году на ремонт объектов образования Лисаковска из областного бюджета выделено 80 млн тенге», – сказал Аблай УМАРОВ. Отметил он ряд достижений лисаковских учеников, педагогов, работников дошкольного образования. Городу не хватает 18 педагогов: учителей физики, воспитателей, педагогов-профориентаторов. «Прошлый учебный год на «хорошо» и отлично» окончили 1918 учащихся Лисаковска, но качество знаний ниже, чем итоги учебного года, 19% учеников не преодолели пороговый уровень – это формальный подход к обучению и контролю за качеством», – сказал Аблай УМАРОВ. Указал он и на то, что в Лисаковске низкий процент обучающихся на государственном языке: «Из 4200 школьников на госязыке обучается всего лишь 451 ученик (6%), среди будущих 350 первоклассников в школе имени Абая будет всего 21. Этот показатель необходимо подтянуть. «Надо усилить работу с одаренными учащимися 5-9 классов», – сказал областной госслужащий. – Выделил две фамилии лисаковских ребят: Владислава ПОРУКОВА и Дмитрия ЭНЕСА.

Охват дополнительным образованием в городе 72%. Надо усилить направления спорта. В ЦД и ЮТ открывается театральный кружок.

Остановился Аблай УМАРОВ на итогах студентов и мастеров Лисаковского технического колледжа, озвучив такие фамилии, как Ирина ГОРБАНЕВА, Вадим ДЕНИСЕНКО.

Абай ИБРАЕВ отметил, что есть над чем работать в предстоящем учебном году. «Мы будем создавать условия для привлечения кадров, из 21 квартиры в 1-10 мы 3-5 квартир предоставим отделу образования».

 

НАГРАЖДЕНИЕ

Благодарность Министерства Просвещения получили заместитель директора ОШ №6 Ляззат Каррамова и учитель начальных классов ОШ №6 Наталья Федченко.

Два учителя были отмечены грамотами Управления образования акимата Костанайской области: учитель биологии ОШ №4 Кира Бойчук и учитель географии школы-гимназии Анна Илющенко.

13 человек получили грамоты акима города: методист отдела образования Гульниса Нургазина, учитель английского языка школы-гимназии Анна Винс, учитель начальных классов общеобразовательной школы имени Абая Шарбану Акишова, учитель казахского языка Октябрьской общеобразовательной школы Гулсезим Игымбердиева, учитель физической культуры школы-гимназии Жаслан       Шайхитденов, учитель физической культуры ОШ №4 Арман Бужумов, социальный педагог школы-лицея Токпеиль Ерубаева, воспитатель ясли-сада «Болашак» Наталья Порукова, учитель-логопед ясли-сада «Мурагер» Ирина Кузьмина, педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества Сергей Волошин, педагог дополнительного образования Детской художественной школы Лариса Шефер, педагог дополнительного образования Детской музыкальной школы Александр Вейзер и педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества Лидия Чикишева.

Завершилось мероприятие, на котором ставят задачи и решают проблемы не только на торжественной части, но и пленарных заседаниях предметов, фотосессией и пожеланиями успешного 2023-2024 учебного года.