Финал впервые остался за школьниками

С места событий

В осенней и зимней сериях игр «Что? Где? Когда?» ни одна школьная команда не смогла выиграть. А потому в финале играла сборная, составленная из лучших игроков лучших команд сезона.

В финале играть чуть проще, чем в обычной игре, потому что здесь не бывает ни блица, ни суперблица. Однако за те три года, что проводилась в Лисаковске игра «Что? Где? Когда?», школьникам еще ни разу не удавалось одержать победу в финальной игре. И трижды главный приз: большая сова – вручался не лучшему игроку, а автору лучшего вопроса. Две совы стоят у меня дома и напоминают мне, насколько я умный человек. А то я часто забываю об этом.

Но зато в финальной игре есть 13-ый сектор. Он и выпал в первом же раунде финала 2020 года.

Обычно в 13-ом секторе звучат мои вопросы, но ведь это финал года! А в финале по традиции 13-ый сектор – это вопрос от ведущего. То есть от Максима Сушко.

Он и спросил: «В» и «Д», «К» и «Т» с цифрами смешались где?»

Команда решила, что это два калькулятора. Хотя я позже внимательно рассмотрел калькулятор и таких букв на нем не обнаружил. Но, правда, я разглядывал лишь один калькулятор, а не два.

А правильный ответ – карточная колода.

Справедливости ради надо отметить, что этот вопрос прозвучал в игре «Что? Где? Когда?» на Первом канале, но и великие знатоки не смогли на него ответить. Их ответ был – мобильный телефон.

Второй раунд. Против школьников играет директор школы-лицея Гульнара Тулебаева: «Назовите то, что, по мнению Эйнштейна, остается после того, как забывается все, чему нас учили».

«Талант», – ответила команда.

«Образование», – так считал сам Эйнштейн.

Автор третьего вопроса – учитель казахского языка и литературы СШ №4 Айман Айжарова: «Что такое искусство логики по Аль-Фараби?»

И снова команда дала неверный ответ, решив, что это мышление.

Правильный ответ: «Это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям». И счет стал уже 0:3.

Казалось бы, все повторяется: школьники снова проиграют и, возможно, с разгромным счетом.

Но – нет! В четвертом раунде команда не просто ответила, но ответила досрочно, сэкономив минуту для обсуждения.

А вопрос опять был от Гульнары Тулебаевой: «Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота. О чем идет речь?»

Вопрос, конечно, не самый сложный: это время. И ответил на него капитан команды Ринат Сеилов. 1:3.

Вопрос пятого раунда был уже мой. Тоже не самый сложный, но с подвохом: «Во времена СССР была популярна авторская песня. Людей, которые писали стихи и музыку и чаще всего сами пели свои песни под гитару, называли бардами. Владимир Высоцкий, Булат Окуджава – я думаю, вы знаете эти имена. Но одним из самых популярных бардов того времени был и Юрий Визбор. Как связан Юрий Визбор с фильмом «Семнадцать мгновений весны»?»

Напрашивается неверный ответ: «Визбор написал песни к этому фильму». И у команды действительно была такая версия. Но никто из игроков, как выяснилось, фильм не видел, а потому прозвучал ответ: «Визбор в этом фильме сыграл самого себя».

В этом ответе есть два лишних слова: «самого себя». Не прозвучи они, ответ можно принимать. Ведь Визбор действительно сыграл в этом фильме, но сыграл Бормана.

После некоторых споров Максим Сушко решил присудить очко команде школьников – в качестве бонуса. Хотя, как позже выяснилось, школьники вполне могли обойтись и без такой помощи.

Как бы то ни было, но счет стал 2:3.

В шестом раунде волчок выбрал вопрос старшей вожатой Октябрьской средней школы Жанар Алдамжаровой: «Что японский ученый Юкитиро Накая назвал письмом с небес, написанным тайными иероглифами?»

И опять команда ответила досрочно, заработав еще одну дополнительную минуту: «Это снежинки».

Отвечавшая на этот вопрос Александра Грищенко пояснила: «Этот вопрос звучал в игре на Первом канале в 2009 или в 2010 году. И я смотрела ту игру».

Впервые в этой игре счет стал равным – 3:3.

А в седьмом раунде команда даже вышла вперед. Вопрос задала Гульнара Тулебаева: «У мужчин это весит в среднем 25 г. а у женщин — всего 15 г. Согласно правилам хорошего тона, выставлять это для всеобщего обозрения не рекомендуется, но если в использовании этого возникнет необходимость, то пользоваться им нужно незаметно и бесшумно. Что это?»

Команда долго спорила: о чем идет речь? Но все-таки была озвучена правильная версия Евгения Мирошниченко: «Это носовой платок».

И уже надо было отыгрываться педагогам. И в восьмом раунде они отыгрались. Сделала это Гульнара Тулебаева.

Ее вопрос: «Однажды к врачу пришел пациент, который пожаловался на то, что, когда он сгибается в пояснице и по очереди поднимает сначала одну, а затем вторую ногу, у него возникают боли в спине. «Зачем вы это делаете?» — удивился врач. А, в самом деле, зачем?»

«Он был велосипедистом и таким образом тренировался», – ответила Александра Грищенко. Но все оказалось куда банальнее: мужчина всего лишь по утрам надевал брюки. 4:4.

Вопрос девятого раунда – от Жанар Алдамжаровой: «Длинный по-китайски – «чхан», город – «чхен». А что китайцы называют «чханчхен»?»

И снова – досрочный ответ: «Китайская стена».

Евгений Мирошниченко пояснил, что и этот вопрос был в игре на Первом канале. Так что надо признать: к игре команда подготовилась основательно. А вот педагоги – значительно хуже. Надо было задавать более оригинальные вопросы!

В десятом раунде против школьников играла учитель истории и самопознания школы-гимназии Мария Баяхметова: «Китайцы считают, что это похоже на хвост золотой рыбки. Чем больше и пышнее этот хвост, тем добрее и радушнее человек. Что китайцы называют хвостом золотой рыбки?»

Ответила Александра Грищенко. Досрочно. Потому что и этот вопрос был на Первом канале. А ответ следующий: «Морщинки в уголках глаз».

И это был правильный ответ – 6:4. Впервые команда школьников победила учителей в финале.

И я просто обязан перечислить всех победителей: одиннадцатиклассники школы-лицея Евгений Мирошниченко и Анастасия Грицких, одиннадцатиклассники школы-гимназии Николай Климко и Александра Грищенко, лучший волонтер июня Анастасия Куприянова и лучший волонтер апреля Ринат Сеилов.

Приз – малая сова – был вручен Евгению Мирошниченко за преданность игре. В течение года он посетил многие игры, в которых сам не участвовал.

А главный приз – большая сова – достался лучшему игроку финала Александре Грищенко.

Лучшим вопросом признан вопрос Гульнары Тулебаевой о брюках.

Сезон этого года завершен. Но хочется верить, что впереди еще будет много игр.

Так что, как говорится, король умер – да здравствует король!

Олег ПОЛИВОДА

Фото предоставлено МРЦ

 

Сезон игр 2020 года прошел при поддержке отдела внутренней политики акимата города Лисаковска, отдела образования, молодежного ресурсного центра, городского центра культуры и спорта.

Защитниками интересов были: Л.Лескова, Ю.Шаврин, Е.Бурдыка, Л.Романовская, Г.Нургазина, О.Поливода, Е.Сподарь.

Хранитель традиций игр – Н.Гараева. Распорядители клуба: А.Куприянова, С.Кенжетаева, звукооператор – Е.Черкасов, съемка: Р.Мустафин, видеограф: К.Бичурин. Ведущий игры: М.Сушко.