Мы здесь
Наталья Александровна Каракиян для меня не просто учитель фортепиано, вокала, она наставник, человек, которому я доверяю. С самых первых дней она верит в меня, вселяет столько надежды, воли и силы духа, что хочется свернуть горы, покорить неизведанное. Что бы ни случилось, Наталья Александровна всегда даст совет и сделает все, что в ее силах. В январе она отметила День рождения, я бы хотела, чтобы в этом интервью вы познакомились с ней, с удивительным учителем детской музыкальной школы и Центра детского и юношеского творчества.
– Наталья Александровна, вы довольны своим выбором профессии? Учитель, действительно, ваше призвание?
– Откровенно говоря, я всегда в этом сомневаюсь… Изначально, я хотела работать в медицине, а педагогический университет – это решение мамы. Испытав тяжесть труда медицинского работника, она попросту не хотела для своего ребенка такой жизни. К тому же семья дяди, наполненная гармонией музыкантов, интеллигенцией, место, где всюду свечи, пластинки Баха, фортепиано и коктейли, безумно вдохновляли маму. Она очень хотела, чтобы у меня все было точно так же! Сейчас я все-таки неудовлетворена тем, что я педагог, порой мне кажется, что я вовсе не тем занимаюсь. Хотя очень люблю работу и детей.
– В чем секрет вашей вечной энергии и сияния глаз?
– У меня сияют глаза? Наверное, я просто люблю жизнь, люблю семью, люблю своих учеников. Любовь – источник бесконечной энергии и огня в глазах. Мне очень нравится жить, и я получаю удовольствие от каждого дня.
– Когда учитель яркий, современный, энергичный, когда он в буквальном смысле на короткой ноге с учениками, как сохранить дисциплину и уважение к себе?
– Тот факт, что я на короткой ноге с некоторыми учениками, – это большой секрет. Найдется очень много людей, которые это осудят. Нельзя! Непедагогично! Однако рядом со мной всегда были близкие дети, я общалась с их семьями, выезжала в поездки. В таких условиях и тебе родители доверяют, и ты им.
– Есть ли у вас особенная методика обучения?
– Особенная… Я бы не сказала, что она особенная: я пользуюсь той методикой, которой нас учили в советское время, когда было все понятно и по полочкам разложено. И, соответственно, после 30 лет работы у меня есть опыт. Я уже чувствую характер детей, знаю их голосовые данные, понимаю, какой репертуар им подходит, иногда очень мучаюсь, выбирая детям песни: нужно чтобы мне нравилось, им нравилось, зрителям нравилось и родителям, безусловно.
– Чувствуете ли вы среди потока учеников уникальных ребят?
– Да, чувствую… Иногда с самого начала, иногда в процессе обучения. Но хочется отметить то, что в ребенке главное не музыкальность, а именно эмоциональность. Ученик может обладать шикарным голосом, но при этом быть на сцене абсолютно закрытым, не вызывающим никаких эмоций. Я называю это «талант в никуда».
– Вы подтверждаете, что талант уступает кропотливой работе?
– Нет однозначного ответа. Каждый ребенок индивидуален, и результат работы также индивидуален! Но бывают такие ситуации, когда ученик с сильными музыкальными способностями уступает более слабому ученику лишь по причине недостаточного старания.
– Все-таки талант важен?
– Безусловно…
– Есть ли человек, вдохновляющий Вас?
– Я не признаю фанатизм, мое вдохновение – это семья, дети, коллеги. Они меня воодушевляют, толкают на какие-то действия, и даже подвиги.
– Спустя 30 лет работы, удалось ли Вам проследить динамику и направление развития детей?
– Раньше у детей было лучше с памятью, они очень много учили стихов, сейчас мы сталкиваемся с проблемой заучивания текста песен. Но зато они более свободные, раскрепощенные, в этом смысле с ними намного интереснее.
– Мы говорим об углублении человечества в виртуальное пространство. По вашему мнению, технологии – это враг или друг музыканта?
– Музыка – это вечность, а технологии ей только в помощь. Технологии – это средство обучения в XXI веке. Представим, что в нашей школе исчезла вся техника, компьютеры, микрофоны, колонки, а остались лишь вековые инструменты, мы попросту не сдвинемся с места! Музыка станет неприемлемой для нового времени.
– Вы очень часто выезжаете на конкурсы с учениками в разные города Казахстана. Какая Ваша главная цель?
– Я везу детей не только для того, чтобы они получили какие-то грамоты, какие-то места, а чтобы посмотреть город, познакомиться с архитектурой и культурно-историческими памятниками. Тем более я не скажу, что наши дети часто путешествуют по Казахстану, они скорее выезжают в Египет и Турцию. Но в музей первого президента только я поведу своих детей. В нашу программу входят и театры, и торгово-развлекательные центы, и культовые памятники. Все для поднятия духа патриотизма подрастающего поколения.
– Расскажите интересный случай, произошедший во время поездок.
– Самое первое, что пришло в голову – это ежегодные опоздания на поезд домой из столицы. Это такая нехорошая традиция. Каждый раз нас награждают в холле концертного зала, поскольку мы не успеваем! С чемоданами мы летим ловить машину, чтобы успеть! Забегая в последний вагон поезда, в ступоре смотрим друг на друга: «Успели…» Эти эмоции не описать.
– Было ли у Вас чувство опустошения, когда Вы отпускали талантливых учеников?
– Да, конечно. Но никогда не было такого ощущения, что дальше пустота. Я всегда думаю о том, что придут новые ученики, новые голоса, новые таланты.
– Что Вы считаете главным достижением своей практики?
– Меня ждет еще долгий путь, и главное достижение только впереди.
Дарья ФЕДОСЕЕВА, ученица школы-гимназии, клуба «Пресс-центр» Центра детского и юношеского творчества