Году молодежи посвящается

Начало игр одинаковое, а итог отличается

22 февраля состоялись третья и четвертая игры школьной серии «Что? Где? Когда?» сезона 2019 года. На этот раз играли ученики четвертой школы и школы-лицея.

ИГРА ТРЕТЬЯ

Для учеников четвертой школы игра началась крайне неудачно: уже после трех вопросов они проигрывали с крупным счетом. Но причина не в том, что играли они плохо, здесь скорее невезение. И началось оно с того, что сразу же выпал «блиц» – три вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый. И первый вопрос «блица» – от педагогов первой школы Ольги МИХАЛЕВОЙ и Елены УШЕНИНОЙ: «Какое местоимение женского рода превратилось в существительное – спортивный термин?» Вопрос непростой, за двадцать секунд трудно найти на него ответ. Ребята и не нашли. Ответ же – «ничья».

Не менее сложным был и второй вопрос: «С какой ноги Золушка потеряла туфельку – с правой или с левой, если, сбегая с дворцовой лестницы, на первую ступеньку она наступила правой ногой?»

Ребята ответили: «С правой». Правильный ответ: «В 17 веке, когда жил Шарль Перро, автор этой сказки, обувь для обеих ног была одинаковой, без различия на правую и левую. Деление было введено только в 19 веке».

Сами игроки оспаривать вопрос не стали, а вот учителя четвертой школы позже возразили: вопрос прозвучал не совсем корректно. И, пожалуй, были правы: ведь Золушка потеряла туфельку именно с одной ноги -– либо с правой, либо с левой. А потому, наверное, и вопрос следовало сформулировать чуть иначе. Например, так: «На какую ногу подходила эта туфелька?»

Третий вопрос был от учителя школы-гимназии Марии БАЯХМЕТОВОЙ (он был признан лучшим вопросом игры, отмечен денежной премией в 1 тыс. тенге): «В одной из африканских школ учитель географии сказала детям, что есть страны, где люди ходят по воде. Назовите эти страны и покажите, как жители этих стран ходят по воде».

Игроки ответили: «Например, Россия, где люди ходят по льду». Ответ же был – снег.

Но и «лед», мне кажется, тоже правильный ответ. И более логичный. Ведь и в африканских странах люди после сильных дождей тоже ходят по воде – по лужам. А вот пройтись по реке у них уже не получится.

Но ведущий Максим СУШКО ответ не засчитал, и счет стал 0:3. Правда, в конце игры это очко ученикам четвертой школы он все-таки вернул.

На четвертый вопрос игроки ответили с помощью клуба и несколько сократили счет.

А затем опять невезение – «суперблиц». За столом осталась капитан команды – девятиклассница Екатерина Трякина. На первые два вопроса «суперблица» она ответила, но с третьим, к сожалению, не справилась.

Зато справилась команда с седьмым вопросом, одно очко, как уже сказано, им вернули. Но потом был традиционно трудный вопрос от учителя шестой школы Людмилы ТОРОПЧИНОЙ: «В Гибралтарском проливе находится остров, который в античные времена никак нельзя было миновать при переправе. Этим ловко пользовались его жители, взимая со всех установленную плату. Какое название у острова?»

Вариантов ответа здесь множество: «Таможня», «Пошлина», «Ставка»… Команда же решила, что остров назывался «Оплата». И ошиблась. Правильный ответ – «Тариф». 3:5.

И последним для команды стал вопрос от старшей вожатой Октябрьской средней школы Жанар АЛДАМЖАРОВОЙ: «В ресторане один из посетителей пожаловался официанту, что у него в кофе плавает муха. Официант забрал чашку и пообещал принести другую. Он вернулся через несколько мгновений. Человек попробовал кофе и сказал, что это тот же кофе, из которого достали муху. Как он узнал об этом?»

Обиднее всего, что в ходе обсуждения у команды была правильная версия: «Он уже добавил сахар в ту чашку, где была муха. И, попробовав кофе, понял, что это та же чашка». Но выбрали ребята другую версию: «Кофе был уже остывшим».

Первое поражение команды знатоков в этом сезоне – 3:6. Но ребятам не нужно расстраиваться: играли они неплохо. Да и команда молодая: здесь были только восьми- и девятиклассники. А потому хочется верить, что в следующий раз им повезет больше.

Лучшем же игроком признана капитан команды Екатерина Трякина. Она получила денежное вознаграждение (1 тыс. тенге) и книгу А.Рау «События и факты в газетных вырезках»

ИГРА ЧЕТВЕРТАЯ

Плохо началась игра и для учеников школы-лицея: 0:2 после первых двух вопросов. Но попробуйте и вы ответить хотя бы на такой вопрос, который задала директор школы-гимназии Лариса ЕЛИСЕЕВА: «Задумывались ли вы о том, сколько мышц в теле человека? По данным различных источников, их насчитывается от 636 до 850 в зависимости от степени дифференцирования и способа подсчета. А какая из них самая сильная?»

Ученики школы-лицея ответить не смогли. А, оказывается, самая сильная мышца – язык.

А вот с третьим вопросом они справились довольно легко. Жанар АЛДАМЖАРОВА спросила: «Однажды поздним вечером дядюшка читал интересную книгу. Тетушка по рассеянности выключила свет, но хотя в комнате стало совсем темно, дядюшка продолжал читать как ни в чем не бывало и дочитал книгу до конца. Как ему это удалось?»

Капитан команды Алина ШМАЛЬЦ ответила: «Дядюшка был слепым». Более того, она еще и добавила, что книга была со шрифтом Брайля.

Следует отметить, что играли ребята довольно весело: вопросы обсуждали бурно и громко, порой выдвигали оригинальные и остроумные версии.

Четвертым был вопрос от Ларисы ЕЛИСЕЕВОЙ: «Мексиканский курорт Акапулько всемирно известен благодаря климату, как нельзя лучше подходящему для отдыха. Там очень много солнечных дней в году. А что в переводе с языка ацтеков означает слово «акапулько»? И назовите имя знаменитого сказочного путешественника, побывавшего в городе с таким же названием».

Я слышал, что на первую часть вопроса за столом прозвучала правильная версия – «Солнечный город». А вот имя сказочного путешественники игроки вспомнить не смогли и попросили помощь клуба. И помощь была оказана: это Незнайка, который побывал в Солнечном городе.

И счет стал равным – 2:2.

Но следующие два раунда ученики школы-лицея снова проиграли.

Но, во-первых, в пятом раунде выпал «суперблиц». Девятиклассник Евгений МИРОШНИЧЕНКО, оставшийся за столом, смог ответить лишь на первый вопрос «суперблица».

И, во-вторых, вопрос шестого раунда от учителя первой школы Ольги МИХАЛЕВОЙ был замечательным и очень сложным (он в этой игре был признан лучшим, автор получила 1 тыс. тенге): «Почему в пьесах Мольера такие короткие акты – не более 30 минут каждый?»

Ответить ребята не смогли. Максим СУШКО переадресовал этот вопрос в зал, но и там не смогли найти правильный ответ. А звучит он так: «Во времена Мольера спектакли шли при свечах. А свечи сгорали примерно за 30 минут».

Однако седьмой раунд «знатоки» легко выиграли, но в восьмом «споткнулись» на вопросе Марии БАЯХМЕТОВОЙ. Счет стал 3:5, и до поражения оставался всего лишь один раунд.

Но следующие два раунда «знатоки» опять выиграли достаточно легко. Причем, однажды дали даже досрочный ответ. 5:5.

Последним был вопрос от учителя четвертой школы Светланы СТЕЦЕНКО: «О каких двух знаменитых русских химиках идет речь: число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а в фамилии другого – такое же количество гласных «е»?»

Здесь, наверное, ребятам немного повезло – вопрос несложный. Но надо справиться с нервами, ведь именно от этого ответа и зависело, выиграет команда или проиграет.

Евгений МИРОШНИЧЕНКО (он был признан лучшим игроком встречи и получил заслуженные награды) с нервами справился и ответил без ошибки: Ломоносов и Менделеев. Победа со счетом 6:5. Команда заработала 3 тыс. тенге.

Команда школы-лицея понравилась многим, но в финале ей сыграть не придется. Главным претендентом на финал пока остается школа-гимназия, обыгравшая учителей с более крупным счетом – 6:4.

Нужно назвать и других бессменных участников этой игры. Интересы учеников защищает почетный гражданин города Лисаковска, руководитель Центра дистанционных образовательных технологий и онлайн-курсов РИИ Лилия Лескова, интересы учителей – почетный гражданин города Лисаковска, председатель Общественного совета Юрий Шаврин, хранитель традиций игры – библиотекарь Центра детского и юношеского творчества Надежда Гараева.

Олег ПОЛИВОДА

Фото предоставлено Молодежным ресурсным центром