Встреча в клубе «Что? Где? Когда?» прошла в новом формате
Олег ПОЛИВОДА
Фото МРЦ
В «Что? Где? Когда?» лисаковские школьники играют с 2015 года, так что в этом году был уже восьмой сезон игр. Открылся он 2 мая. И это был полуфинал.
Игра проходила в новом формате квиза: семь столов, за которыми сидят семь команд (по пять человек в каждой) и каждая должна письменно ответить на 17 вопросов. Почему письменно? А чтобы никто не знал ответы своих соперников и не смог их повторить. Ответы оцениваются по уровню сложности – от 1 до 4 баллов.
Кроме того, в игре не участвуют преподаватели – вопросов ученикам они не задают.
Не могу сказать, что новый формат мне сильно понравился – я предпочитаю традиционные формы. Но изначально я думал, что будет хуже, получилось же неплохо. Да и многие школьники положительно оценили новый формат игры. Всех участников на игре поприветствовали и.о руководителя отдела внутренней политики Гульбарам ТЮЛЮБАЕВА и руководитель отдела образования Елена БУРДЫКА.
Итак, игра!
Первый вопрос: «Однажды у Фаины Раневской спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности: брюнетки или блондинки?» Она ответила, не задумываясь, и одним словом. Какие женщины, по мнению Раневской, самые верные?»
Прозвучали ответы: «Замужние», «Любящие», «Некрашеные», «Брюнетки» и даже оптимистичное «Все». Но ни одна команда не дала правильный ответ, хотя ближе всех к нему подошла команда Центра детского и юношеского творчества – «лысые». У Раневской, однако, иначе – «Седые».
Второй вопрос был гораздо проще: «Рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда» начинается такими словами: «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно». Кем по профессии был главный герой рассказа?»
Правда, и здесь три команды попали в ловушку и «купились», на название рассказа, ответив: «Скрипачом». Но четыре, которые внимательно выслушали начало рассказа, ответили верно: «Гробовщиком».
В этой игре было три вопроса, на которые можно делать ставки. Сделал ставку и дал правильный ответ – получай сразу 10 баллов. Если же ошибся, то сразу минус 10. И это был один из таких вопросов.
Команда школы-лицея рискнула и ставку сделала. И при этом ответила правильно! Забегая вперед, отмечу: именно это и позволило школе-лицею выиграть в полуфинале.
На мой взгляд, один из лучших вопросов этой игры (но лучшие вопросы не определялись): «Фильм «Счастливые дни» – это ранняя работа режиссера Алексея Балабанова. На протяжении значительной части этой ленты главный герой одиноко ходит по улицам Санкт-Петербурга. Сыгравший его Виктор Сухоруков вспоминал, что режиссер хотел добиться подлинного чувства мучения в его глазах, что несомненно удалось сделать. Что, по требованию Балабанова, приходилось делать Сухорукову во время съемок?»
Ответы были разные: «Ходить по острым предметам», «Плакать», «Раздеваться», «Похудеть», «Заниматься рутиной», «Не пить и не есть». Но никто не смог ответить верно.
А вот и правильный ответ: «Чтобы на лице актера отражалась реальная боль, режиссер заставлять носить Сухорукова ботинки на размер меньше».
Все вопросы этой игры озвучивать я не буду – их слишком много. Но лишь те, которые мне показались наиболее интересными.
Вопрос: «Рассказывая о победе русского флота над турецким в Чесменском сражении, писатель Владимир Шигин утверждает, что это событие повлияло на все сферы жизни. Например, ширина юбок у петербургских модниц выросла в два раза, и кринолины заколыхались над мостовой, как паруса кораблей. А о чем говорит писатель, рассказывая, как шишак Минервы и рог изобилия уступили первенство тюрбану?»
Вопрос достаточно сложный и оценен в 4 балла, но ни одна команда не смогла их заработать. Даже у ведущего Максима СУШКО возникло желание вопрос снять и заменить его другим. Но взрослые зрители, сидевшие в зале, правильный ответ нашли: это мода на прически.
Вопрос: «Остроумный французский актер и режиссер Саша Гитри заметил одну закономерность: давая характеристику женщине, мужчины могут использовать как единственное, так и множественное число. А в чем состоит разница при использовании того и другого? Когда их применяют?»
Правильный ответ: «Мужчины предвзяты к женщинам. Единственное число мужчины используют, говоря о женщинах что-то хорошее, а множественное используют в негативных случаях».
Игрокам показали картину Михаила Нестерова «За приворотным зельем»: девушка, смущаясь, сидит у порога дома деревенского знахаря. И прозвучал вопрос: «Какая деталь картины, как считают искусствоведы, говорит о том, что услуги этого колдуна пользуются спросом у односельчан?»
А вот здесь было четыре правильных ответа: «Протоптанная дорожка к дому».
Вопрос: «Обеспеченные жители Древнего Рима часто заказывали у скульпторов свои мраморные бюсты. Какая деталь таких бюстов позволяла быть уверенными, что они не выйдут из моды?»
Правильных ответов нет. Звучать же он должен так: «Бюсты древних римлян делали лысыми и снабжали их сменными мраморными париками, которые можно было даже красить».
Были в этой игре и БЛИЦ, и СУПЕБЛИЦ с той лишь разницей, что команда или один игрок, оставшийся в СУПЕРБЛИЦЕ, даже неправильно ответившие на первый вопрос, продолжали игру.
Вопросы из БЛИЦА.
«По мнению профессора Александры Барковой, университетский лектор – это среднее арифметическое между ученым и… На представителя какой профессии также должен быть похож лектор?»
Были версии: «Поэт», «Педагог», «Оратор», «Воспитатель». У меня же возникло сразу две, которые я, не будучи игроком, естественно, не озвучил: «Дирижер» и «Дрессировщик». Но ни школьники, ни я не угадали. Правильный ответ: актер.
«Однажды скульптора спросили: «Любите ли вы животных?» Тот ответил: «Еще как! Особенно собак. Собаки, даже самые злые, никогда не грызут тех, кто дает им корм». Кому скульптор ставил в пример таких собак?»
А вот здесь, похвастаюсь, я догадался (школьники – нет), скульптор говорил о критиках.
Вопросы СУПЕРБЛИЦА.
«Они как книги: буквы одни и те же, а содержание разное. О ком так сказал Ги де Мопассан?»
Зная творчество Мопассана, я был уверен, что так он сказал о женщинах. Такой же ответ дала и одна из команд. Но один правильный ответ все-таки был: о людях.
«Это гербарий чувств и страстей. Сосуд, где хранятся засушенные образы всех цивилизаций». О чем так сказал французский поэт Поль Клодель?»
Правильного ответа нет. Правильный же ответ — библиотека.
«Казахское слово, которым называют то, что находится у нас в черном ящике и чем мы можем вас угостить, можно перевести как выражение «Не бери». Такое интересное совпадение. Что в черном ящике?»
Правильный ответ дала Октябрьская школа: «Яблоко». Но он не был засчитан – один из зрителей подсказал команде. И ученики октябрьской школы лишились одного балла, хотя, возможно, могли бы ответить и без подсказки.
В итоге в финал вышли, как и было запланировано изначально, три команды: школы-лицея (11 баллов), Октябрьской школы (5 баллов) и Центра детского и юношеского творчества (4,5 баллов). Поясню: иногда полбалла присуждалось той команде, которая не дала правильного ответа, но была близка к нему. Многие вопросы были все-таки достаточно сложными.
Финал пройдет 10 мая. Победителя от Молодежного ресурсного центра (организатора игр) ожидает достаточно весомый приз – 100 тысяч тенге.