Инженерное мышление у малышей

Как воспитать творческого человека

В данный момент в связи с тем, что современный мир идет огромными шагами в направлении компьютеризации и глобализации, дошкольное образование ставит перед собой четкую цель – формировать инженерное мышление у детей. То есть, воспитать творческого человека, креативного, способного ориентироваться в мире и умеющего самостоятельно создавать новые технические формы.

Что такое инженерное мышление? Это вид познавательной деятельности, которая направлена на создание и исследование новой надежной техники…

Данный вид мышления содержит в себе не только данные, сведения, формулы, но также оно основывается и на умении самостоятельно выстроить алгоритм и последовательность изготовления продукта. Формула инженерного мышления: умения, опыт и знания в профессиональной деятельности + самостоятельная работа, находчивость, избирательность, творческий подход, ответственность, умение прогнозировать. Инженерное мышление – главная форма творческого мышления.

Такой вид мышления не может быть сформирован сам по себе. Формированию инженерного мышления у человека способствует весь образовательный процесс дошкольного образования. Так как, нам известно, что дошкольное образование – это главное звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности ребенка.

Для того, чтобы реализовать цель дошкольного образования в отрасли технического творчества – нужно сформировать инженерное мышление у ребенка. А конкретно, воспитать человека с необходимыми качествами для будущего успешного инженера.

Эти качества таковы:

– обширный элементарный понятийный аппарат;

– способность рассуждать и устанавливать логические связи;

– развитое внимание и сосредоточенность;

– оперативное системное мышления.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности: легоконструирование, робототехника и другие виды конструирования.

При всех достоинствах «Лего» имеет один главный недостаток: свобода действий обучающегося практически равна нулю. Причины: работа на закрытой платформе, для педагогов это возможность пользоваться готовыми методичками во время организованной деятельности, а также сама структура конструктора, когда робота возможно собрать из ограниченного числа вариантов базовых блоков, пользуясь определенными способами их скрепления.

Фактически на примере конструктора «Лего» можно наблюдать весь алгоритм образовательного процесса, которая оказывает на развитие ребенка определенное отрицательное воздействие.

В связи с вышеизложенным более целесообразным является использовать не готовые конструкторы наподобие «Лего», а открытые платформы по типу «Свободное конструирование» с возможностью построения роботов из подручного материала или свободной сборки. Это позволит уйти от недостатков алгоритмизированного обучения при формировании мышления у дошкольников.

В инженерном мышлении главное – решение поставленных задач и достижение конкретных целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата. Данный результат порождает качественно новое и отличается оригинальностью и уникальностью. Но формировать предпосылки инженерного мышления возможно не только средствами конструирования и робототехники, но и иными средствами, способствующими развитию логического и творческого мышления.

Также одним из таких средств может служить ознакомление дошкольников с технологией – ТРИЗ . ТРИЗ – это педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач. Процесс овладения ребёнком данными алгоритмами позволяет сформировать у него высокий познавательный уровень активности и ярко выраженное творческое мышление.

Системность является одной из наиболее важных характеристик инженерного мышления.

Формирование инженерного мышления возможно посредством различных способов и их комбинаций.

Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации деятельности детей:

– конструирование из конструкторов Lego, включающие элементы робототехники для детей старшего и подготовительного к школе возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях;

– проектно-исследовательская деятельность детей с последующей презентацией своих результатов;

– экспериментальная деятельность детей, способствующая решению проблемных ситуаций нестандартными способами.

Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить семью и детский сад, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время организованной деятельности в дошкольном учреждении, но и во время игровой деятельности, как в детском саду, так и дома.

Другими словами, инженерное мышление должно быть многогранным. Чем больше граней осознает ребенок, тем больше вариантов решений поставленной задачи он сможет придумать.

 

Айгерим МАКАЕВА,

воспитатель ясли-сада «Балапан»