Из Алматы в Лисаковск

Велопробег

Члены клуба «Кайрат и компания» совершили тур на велосипеде

 

Олег ПОЛИВОДА

Фото предоставлено Кайратом ТУЛЕБАЕВЫМ

 

Почти весь прошлый год мы безвылазно просидели дома, как кролики в своих норах. Но теперь наиболее смелые граждане стали постепенно выезжать по городам и весям. В том числе и на велосипеде.

Это я снова о Кайрате Тулебаеве, если кто-то еще не догадался. Вместе с Александром Финком решил он совершить на велосипеде тур из Алматы до Лисаковска.

«Мы назвали этот велопробег юбилейным, – сказал Кайрат. – Посвятили его 30-летию независимости Казахстана и 50-летию города Лисаковска».

Кайрат без повода никогда никуда не ездит. А тут сразу два повода! Как удержаться?

Если ехать по традиционному маршруту, через Балхаш и Караганду, то это всего-то 1985 км. Пустяки. Видимо, поэтому Кайрат и выбрал объездной маршрут: через Талдыкорган, Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар, Нур-Султан… Дабы не размениваться по мелочам.

Хотя на самом деле причина в другом. Через Балхаш, как объясняет Кайрат, не поехали потому, что там ремонтируется дорога. Вот и решили в объезд.

Но сначала Кайрат и Александр прибыли в Алматы – на поезде. Немного погуляли по городу, с колеса обозрения видели пик Нурсултан, на который я некогда безуспешно пытался совершить восхождение. На велосипедах съездили и на Медеу.

По словам Кайрата, в Алматы люди и в автобусы, и в магазины заходят без медицинских масок. Одни только дисциплинированные лисаковские туристы их носили. Наверное, если увидишь в чужом городе человека в маске, так сразу можешь бежать к нему обниматься. Земляк!

Кайрат еще посмеялся, когда услышал по радио такое оптимистичное заявление: «Алматинцы! Мы вместе победим коронавирус!»

Победили или нет, о том история умалчивает. Кайрат не дождался совместной победы, потому что пора было в дорогу. Вперед, труба зовет!

Главные трудности выпали в самом начале пути – перевал Архарлы, спуски и подъемы. Поднимались на высоту до 2 тысяч метров над уровнем моря, вспоминает Кайрат, на спусках скорость на велосипеде развивали до 70 км в час. Приятно, конечно, лететь вниз на огромной скорости, но ведь это опасно: неизвестно, какая машина выскочит из-за поворота.

Тем более что после спуска снова следует изнурительный подъем. И так – километров 80. Во всяком случае, Кайрату показалось, что никак не меньше.

«Ноги забиты, дышать тяжело. Может быть, из-за высоты, – рассказывает он. – И погода удивляет: у нас вверху солнце, внизу – дождь. Много мы там сил оставили! На такой дороге легко морально сломаться. Но зато какая природа! Зачем нам всякие Турции?»

Дождь, кстати, часто «сопровождал» велосипедистов, поэтому не всегда удавалось ночевать в палатке – и заезжали к друзьям. А однажды палатку поставили внутри беседки, чтобы не утонуть в грязи.

Но была и жара – под 40. Я такое тоже испытывал на собственной шкуре и знаю: выматывает страшно, отнимает все силы! Лучше уж дождь!

Да еще и дороги, как утверждает Кайрат, очень плохие. Их, правда, ремонтируют, но и объездные пути – тоже «стихийное» бедствие. Хотя какое там «стихийное»! Рукотворное!

Кайрат на полном серьезе заявил, что объездные дороги вблизи нашего города по сравнению с теми – автобан.

Но, с другой стороны, разве граждан Казахстана когда-нибудь пугали казахстанские дороги? Это лишь хлипкие иностранцы сразу впадают в панику.

Я вот до сих пор помню, как много лет назад ехал на машине с американцем. Едва мы начали свой путь по не самой плохой дороге, так он сразу испугался и заговорил практически на безупречном русском языке.

«Такая дорога всегда будет?» — спросил он.

Но я, разумеется, его успокоил, честно сказав, что дальше будет еще хуже.

С тех пор многое изменилось. Но не везде. И не для всех.

Кайрат вспоминает, как в этой поездке доехали они до платной высокоскоростной дороги. Пропускать их сначала не хотели: не для велосипедистов построили! А возвращаться – это 100 км. Для измотанных людей, у которых вместо двигателя собственные ноги, очень много.

К счастью, в тот день дежурил офицерский состав: вошли в положение, пропустили. Но попросили в дороге не пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой. И не потому, что вблизи зарыта какая-то военная тайна. Но появятся потом эти кадры в интернете – и последует наказание для тех, кто пожалел велосипедистов.

«Я на велосипеде проехал чуть ли не всю Белоруссию. И там на каждом автобане – велодорожки. Почему их в Казахстане не делают?» – сокрушается Кайрат ТУЛЕБАЕВ.

Казалось бы, простой и закономерный вопрос, но кто на него ответит? Скорее всего, никто.

Но зато люди у нас замечательные! Запомнился Кайрату такой эпизод. Обогнал велосипедистов автомобиль и вдруг остановился. На дороге больше никого. Стало даже немного страшно: чего человеку надо?

Подъехали. Познакомились. Оказалось – хирург из Семея, Жалкын Косылбаев. Спросил о самочувствии. И дал воду. Ради этого и остановился.

Встретили в дороге и водителей из Костанайской области. После этого они постоянно звонили и спрашивали, как дела у велосипедистов.

Благодарны велосипедисты акиму Лисаковска Абаю Ибраеву, генеральному директору ТОО «Арай-Холдинг» Виктору Соложенкову и депутату мажилиса Альберту Рау, которые оказали финансовую поддержку. При этом Альберт Рау на протяжении всего пути тоже спрашивал о самочувствии и желал счастливого пути. Благо, что связь у нас все-таки неплохая.

Так что дороги – дело наживное. Может быть, когда-нибудь и у нас будет счастье. Лишь бы пандемия закончилась!

«Кстати, о пандемии, – продолжает Кайрат. – Маски ведь не только в Алматы не носят – их не носят нигде. Я думаю, людей пугает не столько коронавирус, сколько высокие наши цены. Тут и без коронавируса речь идет о выживании! Например, литровая бутылка воды в кемпингах стоит 300-400 тенге. Куда это годится? И кушать ведь тоже надо! У нас в день уходило по 10 тысяч тенге! Слишком дорогой получилась эта поездка!»

Вот из-за этих цен и доехали только до Нур-Султана. Дальше пришлось возвращаться домой уже на поезде. Так, представьте себе, выходит дешевле, чем просто крутить педали.

Но все-таки за 18 дней отмотали на велосипеде почти 2 000 километров. И это еще не предел. Я почему-то уверен, что Кайрат Тулебаев уже сейчас обдумывает какую-то новую «авантюру».

Ну, не сидится человеку на месте! И здесь ему можно только позавидовать. Многие ли способны на такое?