Как спасти детей от буллинга

Челлендж

Согласно последнему докладу (2018) ЮНИСЕФ, половина школьников во всем мире в возрасте от 13 до 15 лет, что составляет около 150 миллионов детей, –говорят, что испытали насилие со стороны сверстников на территории школы и за ее пределами.

Все знают, что в любой школе, в любом классе есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи. Есть дети, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков. И унижение, издевательства, травля, насилие в разных формах- это повседневная, обыденная реальность для большинства школьников. Одни участвуют в этом процессе непосредственно в качестве агрессора или жертвы. Другие – большинство – пассивно, как очевидцы и свидетели.

Но как-то так получилось, что у процесса, в который вовлечены миллионы детей и подростков (и, возможно, десятки миллионов взрослых), нет обобщающего русского названия. Поэтому психологи и педагоги стали пользоваться англоязычным термином «буллинг» (bullying), который как раз и означает все вместе: моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство.

Люди привыкли думать, что организаторами и исполнителями школьного насилия (булли) становятся физически сильные, но интеллектуально неразвитые дети из «неблагополучных» семей, пытающиеся таким образом компенсировать свою ущербность. На самом деле в этой группе могут оказаться вполне приличные детки вполне приличных родителей. Ущербность, конечно, имеет место быть, но другого, скорее нравственного порядка: готовность идти к цели по головам, неумение сопереживать и сочувствовать, искаженность моральных ориентиров, гипертрофированное (болезненное) стремление к лидерству и популярности.

Вожака всегда поддерживает группа последователей, состоящая из детей, которые не могут или боятся противостоять влиянию лидера, боятся сами оказаться на месте жертвы, пытаются стать частью большинства, привыкшие к насилию дома или просто развлекающиеся таким образом.

В роли жертвы может оказаться практически любой. Группа может затравить даже физически и интеллектуально сильного ребенка. Но чаще всего, жертву выбирают из детей-изгоев и «не таких», как все. Критерий может быть почти любой, достаточно прицепить ярлык: тупой или сильно умный, наглый или тихоня, быдло или мажор, коротышка или дылда, не так разговаривает, не так одевается, ботан, рыжий, чурка… список можно продолжать бесконечно.

Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут, и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Доказательство этого было получено группой ученых из Королевского колледжа в Лондоне под руководством РюТакизавы. Наблюдение велось за детьми, родившимися в течение одной недели 1958 года в Англии, Шотландии и Уэльсе. Были отобраны дети, которые подвергались насилию в 7 и 11-летнем возрасте. Затем замеры делались по достижении ими возраста 23, 33, 42, 45 и 50 лет. Подробный отчет о результатах исследования опубликованы в AmericanJournalofPsychiatry. Цифры подтверждают, что жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьезными взрослыми проблемами. Зная это, родителям стоит внимательнее следить за тем, чтобы их ребенок не стал жертвой буллинга.

Сами дети часто скрывают, что их преследуют и травят одноклассники: обращайте внимание на тревожные«звоночки». Нужно безотлагательно выяснить, все ли в порядке, если ребенок:

– постоянно находится в подавленном настроении;

– стал получать низкие оценки;

– ищет предлоги, чтобы не идти в школу;

– по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;

– приходит домой с испорченной или грязной одеждой, порванными учебниками и тетрадями;

– то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;

– отказывается выходить играть во двор;

– часто приходит домой с синяками и ссадинами;

– не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;

– стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сестрах.

Ничуть не лучше, если ваш ребенок сам участвует в насилии и тем более является заводилой. Большинство из таких детей растут одинокими, так как дружба, основанная на страхе, не бывает искренней и прочной. Сам школьный тиран почти всегда это чувствует и нередко страдает от этого.

Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?

Универсального ответа на этот вопрос быть не может. Слишком многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей и администрации, от особенностей личности вашего ребенка. Но в первую очередь родители должны поддержать сына или дочь. Жертва буллинга чувствует себя одинокой, ей, как никому,нужен друг, защитник, советчик, наставник. Кто должен им стать, если не родитель? Поговорите с ребенком, пусть он знает, что вы на его стороне и готовы помочь. Только постарайтесь обойтись без выпытывания подробностей, если он не готов их обсуждать, и без навязчивых, обязательных к исполнению советов. Прежде чем давать их, взрослый должен сам как следует разобраться в ситуации, обдумать ее, почитать литературу на специализированном сайте или еще лучше – поговорить с психологом.

Но действовать нужно безотлагательно, и начать следует вот с чего.

Первое. Нужно усвоить для себя, что травля – это травля, и ответствен за нее не ребенок, каким бы «нестандартным» он ни был.

Второе. Объяснить это ребенку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга, нет. Проблема, вероятно, есть, но вины – нет и быть не может.

Третье. Объясните это учителю. Если тот не понимает – директору. Если и тот глух к проблеме, обращайтесь в более высокие инстанции, обращайтесь к общественности, например, к неправительственным организациям. Имея под рукой интернет, сделать так, чтобы к вашей «частной» проблеме отнеслись с вниманием, вполне возможно. Но начальство и суд общественности – это крайняя мера. Лучше постараться найти взаимопонимание с педагогами, которые в силу ряда причин не признают (или не хотят признавать) проблему в ее истинном свете.

Четвертое. Объясните это классу (лучше – через педагогов и психологов). Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются – травля, гадкое, недопустимое поведение. Вот только «давить на жалость» при этомнив коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?»

Иногда, если видно, что изменить к лучшему ситуацию в классе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребенка в другую школу или задуматься о домашнем обучении.

Для того, чтобы ребенок успешно развивался, ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение для полноценного развития школьника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека.

Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то, что педагоги всегда встречают детей с улыбкой на лице, располагая к себе и настраивая их на положительный и доброжелательный контакт, учитывают интересы каждого ребенка, а также создают в группе уголки психологической разгрузки, которые помогают снять эмоциональное напряжение и восполнить энергию детей.

Самым важным фактором психологической безопасности ребенка является отношение педагогов и родителей к нему. Взрослые должны понимать, что маленький человек полностью зависит от них. Не только педагоги, но и родители должны быть компетентны в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Взрослые должны понимать, что если ребенок растет в безопасности, он:

– чувствует поддержку и потребность в общении;

– становится успешным и уверенным в своих силах;

– проявляет активность в познавательной деятельности;

– открыт для общения и доверяет окружающим;

– стремится к достижениям;

– понимает, что он не одинок.

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения – это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения, находятся с ней в постоянном взаимодействии и между ними существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии.

Психологическая безопасность образовательной среды – это взаимоотношения в этой среде, желание быть в ней и испытывать чувство защищенности.Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.

Владимир АЛЕКСАНИН, психолог, тренер, коуч

ОФ «Научно­образовательный центр «Synergy»