Любите своего ребенка

Важно знать

1 июня страна отметила День защиты детей

Как это ни парадоксально звучит, но, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс, проблема жестокости по отношению к детям по-прежнему остается актуальной.

В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и вся социокультурная жизнь подрастающего поколения.

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер.

В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб.

Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из неблагополучных слоев или «уличные» дети, в судьбах которых мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.

Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности.

Зачастую распространению насилия над детьми в нашей стране способствуют два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой «репрессивной педагогики», не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых «не выносить сор из избы», а также закрепленные в законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Распространенное мнение о том, что воспитание детей – это внутрисемейное дело, в которое никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь пострадавшим.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию «жестокое обращение» (ст. 19) и оговаривает необходимость принятия следующих мер:

– обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

– защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

– организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);

– признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

– защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);

– оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет).

Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

Таким образом, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в настоящее время пополнился, включив экономическое насилие, торговлю детьми и пр. Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить насилие возможно, только преодолев жестокость по отношению к беззащитным детям.

 

ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?

Важно не количество, качество, ни сколько часов вы провели рядом с ребенком, а как. Порой 10 минутная доверительная беседа, одна игра или общее дело запоминаются ребенком на всю жизнь. Жестокость – это не только, когда бьют и ругают, но и равнодушие, когда имя ребенка «НИКТО», когда его просто не замечают, не интересуются его делами, интересами, чувствами. И если родители говорят, что им некогда заниматься своим ребенком, много работы и не хватает времени поговорить с ним, то они должны быть готовы к тому, что когда ребенок вырастет, у него может не хватить времени позвонить, приехать, помочь своим престарелым родителям.

Любить значит видеть в ребенке больше плюсов, чем минусов. Детям не нужны назойливые поцелуи, неискренние комплименты, но для них очень важно слышать: «Как хорошо, что ты есть», «Ты мне очень дорог». Эти слова вселяют веру, помогают пережить любой стресс. А вот оценка отдельных поступков должна быть справедливой.

Поэтому взрослым надо научиться быть внимательными к малышу с момента его рождения, понимать своего ребенка, любить его безусловной любовью, уважать в ребенке личность. Только тогда он вырастет здоровым и счастливым.

 

Наталья ГУРИНА, социальный педагог ОШ №6