Музейные реликвии

Продолжаем рассказывать про экспонаты нашего музея

ДЕРМЕН – РУЧНАЯ МЕЛЬНИЦА

Ручная мельница – древнейшее приспособление для измельчения пшеницы или других зерен. Наши бабушки и дедушки прекрасно знают, как мельница мелет муку и как много энергии требовалось для этого. Жернова изготавливались из известняка или мелкозернистого песчаника, отличающихся твердостью и долговечностью. Пшеницу перетирали между камнями, а муку собирали под нижним камнем. Данная мельница была найдена на месте аула Байкана, который впоследствии стал называться аул Кызылжар. В 2016 году житель Лисаковска В. Ю. Герлиц нашел и передал в Лисаковский музей этот ценный экспонат.

Не ошибемся, говоря об истории музейных экспонатов, что духовное наследие народа сосредоточено в основном в музеях. В прошлом ручную мельницу можно было встретить в каждом доме у разных народов. В настоящее время ее можно увидеть в лишь ряду музейных экспонатов.

 

САПТАМА

Во второй половине XIX – начале XX веков мужская обувь у казахов состояла из мягких бескаблучных мəсi, на которые при выходе из дома надевали калоши (кебiс), и кожаных сапог (етiк). Наиболее характерной обувью у казахов были кожаные сапоги.

Обувь сшивали жилами (тарамыс), получаемыми из сухожилий ног лошади или крупного рогатого скота. Их вымачивали в воде, просушивали, затем разбивали для мягкости деревянной колотушкой; после этого из них свивали нитки.
Подошву делали двойной, обязательно из кожи крупного скота, причем для твердости обычно вкладывали прокладки из березовой коры.

Сапоги различались по сезонам года. Зимние сапоги отличались высотой и шириной, голенища их особенно резко расширялись вверху, а спереди были даже выше, прикрывая колени (саптама етiк, дəу етiк, байпак етiк). Такая ширина была необходима, так как зимой сапоги надевали поверх войлочных чулок (байтаба, киiз байпак). Обычно же их носили с матерчатыми портянками (шулгау).

Для войлочных чулок катали специальный тонкий, мягкий, белый или коричневый войлок; каждый чулок кроили из цельного куска и сшивали одним швом вдоль подошвы и голенища. Войлочные чулки (киiз байпак) закрывали ногу почти до паха; они на 10-15 см, иногда и больше, выступали из сапог. Верх их обычно обшивался хлопчатобумажной материей темного цвета (кемкеру). Такие войлочные чулки – характерная часть обуви скотоводов-кочевников.

 

ТУЕС БЕРЕСТЯНОЙ

Туес изготавливали из бересты – подсушенной коры березы. Внутреннюю стенку изделия выполняли из цельного листа, без швов и стыков. Для этого использовали сколотень. Это кусок коры, который целиком снимали со свежеспиленной березы весной и ранним летом: в это время года он легко отделялся от ствола. Туес имел цилиндрическую форму, чаще всего их изготовляли мужчины.

Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей. С берестяными туесами ходили в лес по ягоды – за малиной, черникой. Туеса были распространены в обиходе в каждом доме русского селения в прошлые времена.

В экспозиции Лисаковского музея представлен туес берестяной 60-70-годов, переданный Усмановой Э.Р. Ручной работы, сделан из бересты желтого цвета. Скреплен сбоку специальным переплетением, вырезанным на концах туеса в форме крупных зубцов.

 

Оксана ИСКАКОВА,

экскурсовод Лисаковского музея

Фото предоставлены музеем