О работе «Кризисного центра»
Олег ПОЛИВОДА
Фото Максима СУШКО
Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав посетили «Кризисный центр», в котором временно (до 6 месяцев) на государственном обеспечении (бесплатные проживание и питание) могут жить люди, пострадавшие от бытового насилия.
В Лисаковске «Кризисный центр» открыт был в конце 2022 года, но с 1 марта года нынешнего у него новый статус – коммунальное государственное учреждение. Благодаря этому, удалось решить финансовые проблемы, которые порой возникали. Есть теперь и постоянный штат сотрудников.
Никакой вывески на доме, где находится «Кризисный центр», нет и не будет. Мужья не должны знать, где находятся их жены, а потому не смогут прийти сюда «на разборки» (хотя, конечно, любой секрет в небольшом городе – это секрет Полишинеля). Сюда можно попасть, лишь позвонив по телефону доверия – 8 771 444 222 5.
Еще несколько слов о том, почему не нужно называть адрес «Кризисного центра». Его директор Нина БЕГАЙДАРОВА рассказала: одна женщина отказалась переходить сюда, потому что ее муж живет рядом: «Он узнает и все окна вам повыбивает».
Охраны в кризисном центре нет, хотя имеется тревожная кнопка и камеры видеонаблюдения.
А заместитель акима Лисаковска Саят ШАЙМУРУНОВ добавил: в костанайском «Кризисном центре» инциденты с мужьями-дебоширами случались, приходилось вызывать полицию.
В настоящее время попасть в лисаковский «Кризисный центр» проблематично – мест нет. (Но женщинам, которых избивают мужья, все равно нужно звонить по телефону доверия, их могут отправить в «Кризисные центры» других городов.) Рассчитан он на 10 койко-мест, а ныне проживает 12 человек: 3 женщины и 9 детей. Так что первая проблема уже обозначена – нужна еще одна кровать.
Одна семья – мама и четверо ее детей – из Рудного, женщина сама захотела уехать в Лисаковск, подальше от своего мужа-дебошира.
«Они собираются здесь жить долго», – отметила Нина БЕГАЙДАРОВА.
По ее словам, детей устроили в школу, они получают бесплатное питание. Все они учатся хорошо.
Вторая женщина и ее маленькая дочь – из Лисаковска, пришли они сюда 12 апреля.
Третья семья – тоже лисаковская, женщина и четверо детей. Как говорит Нина БЕГАЙДАРОВА, позвонила женщина 15 апреля, была в истерике: ее сильно избил муж. До сих пор не все синяки сошли, разговаривая с членами комиссии, женщина часто плакала. Но привлекать к ответственности своего мужа она не хочет: «Он отец моих детей». У нее другое желание: развестись и уехать к матери. Хотя ее мужа в городе сейчас нет, женщина боится идти домой. А сходить надо – за вещами и детской коляской. Поэтому она попросила, чтобы ее сопровождал участковый.
К слову, этот же муж-дебошир оформил на свою жену кредит, и теперь деньги в счет погашения кредита снимают с пособия.
Но женщина, пострадавшая от бытового насилия, не всегда может решать, прощать или не прощать мужа-дебошира. Как пояснил начальник местной полицейской службы Торагазы ИСМАГУЛОВ, если правонарушение совершено повторно, то примирение сторон невозможно, суд выносит решение без учета мнения потерпевшей стороны.
А для дебоширов есть различные меры наказания: штраф, административный арест до 20 суток, принудительное лечение от алкоголизма и наркомании.
Еще одна информация к сведению: женщина может потребовать выплату алиментов от своего мужа, даже не находясь с ним в разводе.
По словам Нины БЕГАЙДАРОВОЙ, возникла в «Кризисном центре» еще одна проблема: сейчас здесь живут маленькие дети, которые находятся на искусственном вскармливании, а потому потребовалось детское питание. Но проблему удалось решить с помощью лисаковского городского филиала партии «Аманат».
Нет в «Кризисном центре» и телевизора, но обещали помочь депутаты городского маслихата.
И проблема более существенная: психологу нужно беседовать с потерпевшей с глазу на глаз, а уединиться негде, помещение «Кризисного центра» не очень большое.
Всем остальным «Кризисный центр» обеспечен: есть кухня, где женщины сами готовят еду, холодильник, микроволновка…
Сами женщины убирают в своих комнатах и, как говорит Нина БЕГАЙДАРОВА, всячески поддерживают друг друга.
Разумеется, поддерживают своих постояльцев и работники «Кризисного центра». Я заметил, что маленькие дети охотно идут к ним на руки, затихают и даже спокойно засыпают. Значит, атмосфера здесь очень доброжелательная.
А что касается проблем, то они есть всегда и везде. Но некоторые из них Саят ШАЙМУРУНОВ пообещал решить.