Необходимо отвечать за свои действия

АctivНо

Правонарушения и преступления среди подростков являются наиболее актуальной проблемой современного общества.

Нынешние подростки значительно отличаются от тех, какими они были еще несколько лет назад. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

Сегодня подростки не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив прекрасно ориентируются в нем. К сожалению данная информация все чаще является негативной для их несформировавшейся детской психики. Ведь необходимо понимать, что далеко не все, что предлагает подросткам телевидение, интернет является достоверной и правдивой информацией и хорошо влияет на формирование личности.

Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры. Подростки сегодня хотят иметь роскошную жизнь, высокие зарплаты, но при этом не хотят ничего для этого делать. Все чаще они выказывают неуважение к родителям и старшему поколению, утрачивают культуру общения, считают «модным» иметь плохие манеры, наличие пагубных привычек.

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера. Особенно мы осознаем такую ответственность, когда говорим о воспитании подрастающего поколения вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать свое место в жизни.

Факторами, влияющими на становление подростков, являются:

  1. Семья.Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности. В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности. Известный французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума в школе, учитель души – в кругу семьи».

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.

Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.

  1. Школа.Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужими, как правило, трудные подростки плохо учатся. Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушения.
  2. Улица.Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице. Если здесь он попадает под «дурное» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное времяпрепровождение. Профилактическая работа с обучающимися процесс сложный, многоаспектный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решать данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье. От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвященных нравственно- правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Что бы не случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей- основа семейного воспитания

Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет межведомственному взаимодействию со школьным инспектором, представителями здравоохранения, органами опеки и попечительства, отделом социальной защиты населения.

Отлажено функционирует школьный Совет профилактики по делам несовершеннолетних. На заседание приглашаются члены Попечительского Совета школы. На каждого ребенка «группы риска» заведены индивидуальные дневники, в которых отслеживаются успехи ребенка в учебе, поведение, занятости во внеурочное время.

 Конечно, не всегда сразу виден положительный результат, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий. Индивидуальный подход, опора на положительное, тесное сотрудничество семьи и школы будут способствовать устранению данной проблемы.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.

Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

Наталья ГУРИНА, социальный педагог СШ №6