Четверг, 31 июля
Shadow

Никогда такого не было и вот опять

Обзор на фильм «Мир Юрского периода: Возрождение»

Длительный успех кинематографической вселенной Marvel не дает покоя крупным кинокомпаниям, особенно тем, что давно и усиленно работают над созданием своих киновселенных. Universal провалилась со «Вселенной монстров», но не собирается учиться на ошибках, выпуская фильм с монструозным названием «Мир Юрского периода: Возрождение» в надежде клонировать вымершую франшизу. Эксперимент с трилогией «Мира Юрского периода» (2015-2022) не стал достойным продолжением. Если люди делают одно и то же и ожидают другого результата – как это называется?

В 1993 году вышел блокбастер «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, объединивший три инновации: аниматронику Стэна Уинстона, саунд-дизайн Гэри Райдстрома и смешение жанров (триллер, приключения и фильм-катастрофу). В 2025 году выходит седьмой полнометражный фильм франшизы — «Мир Юрского периода: Возрождение» Гарета Эдвардса, собравший три клише: злые корпорации, генетические мутации и комик-релифы (смешные персонажи-источники шуток). Почему так получилось? Где именно просчиталась компания и из-за чего новый фильм «Мира Юрского периода» стал скорее вырождением всей франшизы. Разберемся ниже.

История и персонажи

В первом фильме герои знакомятся с парком наравне со зрителями. Центральным конфликтом был любопытный и ненасытный ученый против природы. Бездушной корпорации как таковой тут еще нет, но есть шпионаж, трусливый проверяющий бюрократ и бездушные машины, которые могут подвести. Центральный персонаж – доктор Грант – претерпевает разительные изменения, а побег с острова – главная цель персонажей для выживания. К слову, персонажей тут немало, и все они обладают хоть небогатой, но предысторией, мотивацией; страх за судьбу каждого, даже второстепенного персонажа, ощущается сильно. Саспенс первого фильма заставляет сердце биться быстрее. Каждое действие приводит к последствиям, а каждая сцена плавно и логично переходит в следующую. Зрителя бережно ведут по повествованию, по пути раскрывая темы, задавая вопросы и углубляя историю за счет живых персонажей.

В фильме 2025 года авторы придумывают очередную цель для поездки. В этот раз это сбор важного компонента для создания лекарства, организованный жадной корпорацией (как самоиронично). Центральный конфликт тут между… даже непонятно, честно говоря. Представитель корпорации хочет заполучить лекарство и на этом разбогатеть вместо того, чтобы благородно раздать его всем людям. Кажется, это единственная коллизия, присутствующая в фильме, и решается она быстро – представитель корпорации был съеден на последней минуте ленты. Очень удобно.

Центральный персонаж седьмого фильма – Скарлетт Йоханссон в образе бывшей военной с ПТСР Зоры Беннетт (где-то она уже была в этом образе), и она, наверное, меняется, потому что в начале ленты за деньги она была готова на все, а в конце, потеряв заказчика, смело отдает добытый в кровавом квесте образец. Прямо сказать – мастерское переобучение на лету. Ни одного второстепенного персонажа запомнить невозможно, потому что о них, кроме имени, ничего не было известно. Для простоты сюжета могли назвать их «Закуска 1», «Закуска 2» и так далее. Саспенса нет вообще. Никакого напряжения, только несколько скримеров, и неловкий момент с выпавшей за борт девушкой. В остальном фильм не пытается увлечь, напугать, восхитить или вызвать какую-либо эмоцию, кроме скуки.

Просматривая франшизу «Юрского периода», можно заметить, как персонажи с каждым фильмом глупеют, теряют накопленный результат, а динозавры превращаются из воплощения природы («жизнь всегда найдет путь») в пугалок-монстров. В третьем фильме доктор Грант говорит, что ученые изучают останки динозавров, а корпорации создают чудовищ, которые не имеют к ним отношения. Также и создатели нового фильма, после того как не смогли заработать на полную в трилогии «Мира Юрского периода» на ностальгии и фан сервисе, решили запустить новую историю с персонажами, которые не выражают никаких эмоций, и с новыми ящерами — генетическими монстрами-мутантами (вроде Дистортуса рекса), которые даже издают звуки не так устрашающе, как в первых фильмах

Эффекты и приключения

Первый фильм смотрится как логичный продолжатель традиций приключений Жюля Верна. Тут есть научная фантастика и дух приключений, но не тот бездумный экстремальный поиск самой нелепой смерти, который устроили в «Возрождении». Если доктор Алан Грант попадает на остров, чтобы оплатить исследования, то Скарлетт Йоханссон снаряжает команду смертников, чтобы выйти на пенсию.

Единственный ученый за весь фильм не сказал ни одного, хотя бы псевдонаучного умозаключения. Если в первом фильме голосом разума был доктор Малкольм (Джефф Голдблюм), возмущенный самой идеей воскрешать динозавров, то безликий ученый (доктор Генри Лумис — Джонатан Бейли) заигрывает со Скарлетт Йоханссон и служит контрастом, чтобы показать ее ловкость и силу. При этом нельзя сказать, что в первом фильме вовсе не было образа сильной женщины. Палеоботаник Элли Сэттлер — самостоятельная, сильная и вызывающая восхищение ученая с искренней любовью к живым существам и загадкам природы. Она может вдохновить девочек стать учеными, в то время как героиня Скарлетт Йоханссон может вдохновить на… умение производить впечатление? Возможно.

Авторы последнего фильма выбирают самую ленивую линию повествования: персонажи идут от одной локации к другой, по дороге теряя безымянных жертв, но самый главный их грех — это компьютерные динозавры.

В первых фильмах практические эффекты были кропотливо созданы Стэном Уинстоном и Деннисом Мюрреном, что создавало атмосферу реальности происходящего. Над этой же задачей работали звуки саунд-дизайнера Гэри Райдстрома, созданные на основе звуков реальных животных, которых мы не привыкли слышать — черепах, кузнечиков, тюленей и других. Музыка Джона Уильямса также отлично создает настроение, и даже в шестом фильме только благодаря его эпичной музыке плохо снятая сцена с гигантскими травоядными в «Возрождении» получает толику эпичности. Но только толику. 

Сравним ключевую сцену из всех фильмов 1993 года и 2025 года. Грант впервые видит динозавров, то разница — небо и земля. В фильме 1993 года авторы сначала показывают шок на лицах, нагнетают атмосферу музыкой и лишь потом, когда зритель уже в напряжении, демонстрируют общий план — показывая огромных аниматронных динозавров и крошечных людей на их фоне. В фильме 2025 года зритель сразу видит качественно созданных с помощью CGI гигантозавров, которые не замечают щупающих их беззаботных людей, которые будто приехали не на смертельную миссию, а на пикник — да еще и на самый опасный остров в мире. 

В фильме 2025 года есть все клише «Парка Юрского периода»: опасный остров, умные велоцирапторы, дети в опасности, суетливый герой и единственный способ спастись. Но это лишь формальные элементы без истинных приключений и борьбы за выживание. Уже во втором фильме была утеряна линия конфликта человека и природы: «зоозащитники» лечили детеныша T-Rex’а, игнорируя прямую опасность для всех участников экспедиции. Утрата логики с каждой новой серией становится все очевиднее.

Фантастика и наука

Безусловно, в фильме 1993 года, как и в последующих, науки не так много, но там есть научная фантастика. Да, ученые говорят, что динозавры выглядели, скорее всего, не так, были меньше или легче, не такими умными, чтобы открывать двери, и не такими прочными, чтобы пробивать их головой. Но если говорить о фантастическом допущении, то, во-первых, в основу фильма положена теория о родственных связях динозавров и птиц, а во-вторых — риски стремительного развития техники. В 2025 году снимать фильм о мутировавших динозаврах и безалаберных ученых кажется клише, потому что на эту тему не высказался только ленивый. А вот развитие технологий, информационного шума и искусственного интеллекта осталось даже не затронутым.

Итого

Создатель парка Джон Хаммонд в первом фильме говорил, что «не сэкономил ни на чём», но, как оказалось, один сотрудник (программист Деннис Недри) был на него обижен и предал компанию, подвергнув риску гостей острова. Создатели «Мира Юрского периода: Возрождение» тоже не сэкономили ($180 млн 26), но, кажется, сильно обидели логику сценария — за что сюжет предал забвению нарративную последовательность и подверг скуке всех зрителей.

Айнур СУЛЕЙМЕНОВА, специально для Бизнес-Пресс-Лисаковск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *