Новый день – Новый год

Наурыз – день весеннего равноденствия

Наурыз. Праздник, к которому мы привыкли настолько, что даже забыли, что возродили его каких-то 36 лет назад. В 1926 году этот праздник запретили, так как посчитали его религиозным.

Из истории мы знаем, что Наурыз – слово, пришедшее в тюркский язык из персидского. «Навруз» или «Новруз» означал «Новый день», начало природного нового года по солнечному календарю. Отмечали его земледельцы и кочевники Казахстана, Средней Азии, Персии, Индии, Китая, Египта еще три тысячи, а по некоторым источникам пять тысяч лет назад. Этот праздник связан с поклонением людей природным стихиям. Наурыз – день весеннего равноденствия, начало посевной у земледельцев, у кочевников в это время начинается переход на весенние пастбища, срок появления молодняка у домашнего скота. Все это символизировало обновление природы, начало новой жизни, новых возможностей и стало поводом для появления праздника, который отмечали широко, весело и сытно, с играми и различными состязаниями.

Кочевники имели свои традиции Наурыза. Он у них длился долго, в течение недели или десяти дней. До прихода Наурыза люди приводили в порядок свои дома, аулы. Считалось, что удача, достаток, здоровье приходят в чистый дом и в течение года его жители ограждаются от невзгод. С началом кочевки люди встречались с родичами и соседями – көрісу. Шли дальше – сажали деревья и кустарники, расчищали родники. Проходя мимо родовых кладбищ, поминали предков и получали бата-благословения аксакалов. Чтобы молодняк отдохнул и набрался сил, в удобных местах останавливались на несколько дней. Здесь для молодежи проводили различные состязания, игры. Достигнув места аула, ставили юрты, расстилали чистые войлочные и тканые ковры, устанавливали качели-алтыбақан, женщины готовили праздничное угощение, наурыз-көже. Надевали новые одежды. В ночь перед Наурызом всю посуду заполняли молоком, зерном, айраном, водой, чтобы год был благополучным.

Праздник начинали главным пожеланием: «Ақ мол болсын!» – «Пусть будет изобилие!» и накрывали богатый дастархан, приглашали почетных гостей, акыны пели свои песни, проводились конные состязания, мужчины показывали свою силу в борьбе қазақша-күрес, а мальчишки участовали в скачках-байге. С распространением мусульманства появилась вера в то, что Қыдыр-ата, покровитель суфистов, одного из течений ислама, приносит счастье и исполняет желания в Наурыз, то есть 22 марта.

Первые попытки возрождения Наурыза были еще в Казахской ССР в период перестройки. Министр культуры Узбекали ЖАНИБЕКОВ (1987-1988 гг.) на основе исторических источников доказал, что Наурыз не религиозный, а народный праздник. Весной 1988 года впервые на республиканском уровне праздновали Наурыз. В нашем городе Дом школьников весной 1989 года провел первую встречу Наурыза за дастарханом с одним из знатоков народных традиций Куандыком ИСМАГУЛОВЫМ. Куандык Карибаевич рассказал нам, что это за праздник, как его отмечал казахи, сыграл кюй на домбре. Тогда впервые мы услышали о таком национально блюде, как наурыз-көже: весеннем супе, состоящем из семи ингредиентов, который считается одним из главных блюд Наурыза. Число семь является сакральным у многих народов. А семь ингредиентов наурыз-көже символизируют здоровье, достаток, удачу, мудрость, счастье, богатство, радость. Обязательно готовились шелпеки-лепешки и баурсаки, молочные и мясные блюда, детей угощали сладостями, которые покупались у купцов или на ярмарках.

Официально Указом президента Наурыз мейрамы стали отмечать с 22 марта 1991 года. В 2001 он стал государственным праздником, а значит нерабочим днем. С 2009 года его стали отмечать три дня с 21 по 23 марта. Генеральная Ассамблея ООН в 2010 году объявила 21 марта Международным днем Наурыза – одного из древних праздников многих народов мира, как символа неразрывной связи созидания с природными циклами обновления.

В Казахстане Наурыз называют «Ұлыстың ұлы күні» – «Великий день народа». В этом году мы встречаем Наурыз в новом формате. С учетом национальных традиций и обычаев, олицетворяющих наступление весны и начала нового года, разработана программа декады «Наурызнама» с 14 по 23 марта. Каждый из десяти дней посвящен определенной ценности, символизирующей многообразие казахстанской культуры и общества.

«Ұлы істің – Ұлы таңы» – главный праздник, который пройдет 21 марта в Астане на территории ЭКСПО. Основная цель праздника – объединение многообразного национального наследия народа Казахстана на основе многовековой казахстанской культуры и традиций.

 

Мария БАЯХМЕТОВА